Власть
(16+) ЧАТТАНУГА ЧУ-ЧУ, или Дорога в 3D-формате
Скоро весна, а там и выборы  в городскую думу.
Вновь заговорили-зачирикали о лесной дороге – о развязке на М5, о мосте через Волгу. Кино в формате 3D – три дороги, прямо как в сказке: одна – по лесу, другая –  по морю, третья – аж по воздуху, через М5, на воздусях… Тут паче чаяния задумаешься: денег нет ни на одну дорогу, но все три жизненно необходимы городу, по сути, загнанному прежней логикой развития в тупик (и не только транспортный). Куда идти?     

Город явно выпадает из времени, которое для нас, жителей,  внутри течет явно медленнее, чем снаружи, и порой даже кажется, что в Тольятти оно вообще остановилось и даже потекло вспять. Примеры – во всех сферах: в развитии промышленного потенциала, в сфере некогда очень высокого уровня отечественной инженерно-конструкторской мысли, особенно на АВТОВАЗе, где и слышать ранее не хотели об отверточной сборке. Может быть, в сфере науки (где они, новые научные школы, подобные тем, что были созданы раньше Резниковым, Столбовым, Кришталом, Ивашиным, Перевезенцевым, Лившицем, Овсянниковым)? Где прорывы в сфере культуры, театральной жизни, образовании, здравоохранении, в спорте – детском, массовом и профессиональном? Где пассионарные личности масштаба Семизорова, Полякова, Красюка, Микеля, Жилкина, Дроздова, Ясинского? Что еще мы не профукали, не раздербанили, не пустили по миру? Нет прорывов, одни нарывы. Не тот масштаб, невнятны цели, уже никого не воодушевляют введенные в оборот Жилкиным слова «городское сообщество», «стратегический совет» (для молодежи это «тусовка» и «директора»). Нет масштабных целей – нет сомасштабных идей – нет и потребности в титанах.
Конечно, не все так плохо и на все есть причины: общая ситуация в стране, экономике, финансах, обвальное падение области в промышленном росте, про  модернизацию стало неприлично говорить, особенно в сельских школах, где высокие гости обещают установить высокоскоростной интернет, а школьники, набравшись храбрости, заодно просят провести воду и сделать теплый туалет.  Все так, но давайте посмотрим и на самих себя критически!
Скоро выборы в городскую думу. Ну да, в ту самую думу, где депутатам  теперь можно не приходить на заседания,  не участвовать в обсуждении проблем города, а просто написать записку со своим мнением, «за» или «против», и – чихать на ваши обсуждения, полемику, борьбу мнений и аргументов. Плю…рализм мнений? А зачем, когда есть мое, непоколебимое и единственное. Так дума легко превратится в почтовый  ящик, в прямом смысле слова – в урну для голосования. А депутаты будут встречаться «вконтакте» или в «одноклассниках».
И тогда наступает время краснобаев. Даешь лесную – нет лесной! У меня тысяча подписей «за» – у меня тысяча сто «против»!  Стоп, а почему почти везде одни и  те же фамилии? Так город, электорат у нас пассивный!
Про лесную дорогу я слышу ровно тридцать лет (сколько живу в Тольятти). За эти годы сменились политический режим, строй, общественно-экономическая формация, сменились в городе семь предгорисполкомов, глав администрации, мэров, шесть спикеров, отпала «руководящая и направляющая», поднялись советы и были разогнаны в рамках новой политики десоветизации. Причем советы скукоживались перед разгоном поэтапно, то есть по линии: совет – малый совет – президиум – пошли на фиг! – пауза – нате вам думу (вот уже пятую). Вот и вся эволюция местного самоуправления. Понятно, почему депутаты скоро будут собираться в интернете.
Так вот, я не о депутатах, дай им Бог здоровья, я о дороге (чуть не сказал – «на Чаттанугу чу-ча», оркестр Глена Миллера из «Серенады Солнечной долины», американский фильм 1941 года). Странная была бы оговорка, по Фрейду. Или что-то в этом есть? И я скажу вам, что именно. В той песенке поется про маленький такой паровозик, взбирающийся в горку станция за станцией, пыхтя, трясясь в клубах пара, гудя и свистя, но уперто пробивающийся на конечную точку своего пути – к этой самой Чаттануга, а чу-ча – это не от словосочетания типа «щас я отчебучу!», это имитация пыхтения паровозика: чух-чух. Так вот, пока паровозик пыхтит, пассажиры в вагончиках ведут самый что ни на есть американский образ жизни (так внушал мне в школе трудовик со странным прозвищем Николка-паровоз) – то есть кушают вредные для здоровья биг-маки, запивают теплой противной «Колой», короче, говоря по-нашему,  с кайфом паразитируют и угнетают.
К чему все эти аллюзии и реминисценции? Да к тому, что с дорогой-то все давно, по-моему, ясно. Были кучи опросов, слушаний, заключений специалистов, обсуждались различные вспомогательные варианты, учитывались и экология, и водозабор, и водопой, и велосипедисты. Горький опыт наших пробок, закупоривающих город, как сосуд со стариком Хоттабычем, лесной пожар 2010 года, когда мы еще, считаю, легко отскочили – огонь подбирался к городу, в котором нет нужного числа высотных пожарных лестниц, когда к зданию и подъехать-то невозможно из-за забитости машинами внутриквартальных  проездов, когда дым  и огонь вплотную приблизились к корпусам медгородка, вынужденного срочно эвакуировать больных,  к санаторию «Лесное», к жилым домам Портпоселка, – словом, все могло быть еще хуже. Так вот, тогда, мне кажется, всем окончательно стал ясен ответ на вопрос о дороге: нужна, и не одна! С этим, кажется, сегодня согласны все – красные, белые, зеленые и даже – не побоюсь этого слова – голубые.
Тогда за чем же дело стало? Денег нету? А мосты в Ульяновске, Волгограде? Для  Сочи деньги нашли, для саммита во Владике нашли, для чемпионата по футболу в России (мужики, тут я за!) найдем-накуем-напечатаем! А для вывода города из тупика – не осилим, совместно с частным-то капиталом (и не пугайте идиотскими страшилками про бешеные цены за проезд по этим необязательно платным дорогам. А платить тем, кто сегодня от имени моего родного государства меня же обирает со своим вечным в деньгах, но недолговечным в эксплуатации ямочным ремонтом, – это вам по  душе)?
Чего же не хватало нам все эти годы? Если кратко, то понимания всей глубины проблемы и воли для ее решения. Строительство дорог всегда  было не просто транспортным вопросом, не важно где, в США или в Китае. Дороги перекраивают не только структуру экономики, цены, занятость, но и само  пространство, структурируют время, например,  в его рабочей и свободной частях, а это влечет за собой новые векторы развития города и личностей, его населяющих. Мост через Волгу позволит тысячам горожан дышать чистым воздухом,  разгрузит дорогу через ГЭС. Развязка М5 сбережет массу жизней, времени, нервов, изменит мироощущение оторванных сегодня от города «хуторян», жителей Жигулевского моря. Ну а лесная дорога, при умном ее строительстве и грамотной эксплуатации, может дать совершенно новый вектор развития самой рекреационной зоны.
Понять, убедить, пролоббировать, обосновать (это, кстати, подтолкнуло бы и нашу науку), подключить, придумать финансовые механизмы (акции, займы, облигации), доказать, что три дороги для Тольятти – задача государственной, а не местечковой важности, что это шанс преодолеть тупик, адекватный задачам формирования самарско-тольяттинской агломерации. Тем паче, что явно ощущается разумная поддержка со стороны нового губернатора. Самое плохое – так и оставаться у камня с указанием трех дорог, не рискуя перешагнуть некий рубеж. Стоя на месте еще легче огрести по репе, а будущее бьет крепко за упущенные прежде шансы.
Так чего же все-таки нам не хватает? Я понял для себя, почему эта самая «Чаттануга чу-ча» крутится в моем сознании. Нам не хватает  паровозика! Маленького, крепенького, тертого калача, пыхтящего, но упорно тащущего состав с беспечными пассажирами по горкам и ухабам, по разбитой лесной дороге к заветной станции. Вот так. Пассажиров – целый город, все хотят кататься и лучше бы бесплатно, но вот паровозика нет. Нет? Разве? А я знаю, кто, не претендуя на власть и не занимаясь политикой, мог бы стать  (при поддержке мэра и думы) хорошим «старт-директором» подобного проекта. Точнее, я знаю  троих таких людей:  Борис Микель, Сергей Жилкин, Николай Уткин.
Первых двух, к несчастью,  нет.  Но есть Уткин, которого усиленно втягивают в политику, в выборные дела. Хотя политика и связанные с ней политесы, интриги, предательства и захватывающие дух компромиссы  –  не самая сильная сторона Николая Уткина. Он – опытный практик и организатор, блестяще знающий город, городскую  жизнь и все ее  светлые и теневые стороны.
Проект 3D, или три дороги в будущее. Что скажете, Николай Дмитриевич? Как, Сергей Игоревич? У вас  вдвоем, в тандеме, получилось бы, я думаю.
Дороги для Тольятти – дороги в будущее. И это главный вопрос повестки выборов. Вся политика, вся эта мелкотравчатая суета вокруг процентов и голосов сугубо вторична, если думать о городе, о его и нашем с вами будущем.

Игорь АНТОНОВ
,
кандидат философских наук,
специально для «Вольного города»
Просмотров : 1700
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с