Город
Профессор Владимир Столбов: от объединения с ТГУ колледжи только выиграют

Идея перехода на уровневую систему образования «бакалавр -- магистр» у многих вызывает противоречивые чувства. Один из таких людей – ректор Тольяттинского политехнического института (1979-2001 гг.), доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, член шести академий Владимир Столбов, ныне являющийся профессором-консультантом кафедры оборудования и технологии сварочного производства и пайки ТГУ. У него свои мысли по этому поводу, и в частности, он склоняется к трехступенчатой системе подготовки инженера: «рабочий – техник --инженер».
-- Владимир Иванович, именно вы в свое время стояли у истоков трехступенчатой системы подготовки инженера. С чего все начиналось?
-- Хороший вопрос, аж душа затрепыхалась. Меня направили на Волжский автозавод по указанию обкома партии. Раньше я работал в Куйбышеве в аэрокосмической отрасли. Делал ракеты, двигатели для них. Это было истинно советское производство. За моими плечами технология по сварке тяжелых ракет, по которой мы обогнали все развитые страны. В итоге был создан двигатель, который до сих пор не превзойден по своим тактико-техническим характеристикам. Так вот, в 1967 году меня направили в Тольяттинский политехнический институт проректором по научной работе. Секретарь обкома пожелал мне создать новые русские автомобили таким образом, чтобы они были конкурентоспособными с остальными. Я тогда в автомобилях не очень разбирался, но опыт работы в аэрокосмической отрасли научил меня, что многое надо делать по-новому. В Тольятти в то время строили ВАЗ для производства одной из массовых моделей автомобилей «Фиат». В стране был голод на автомобили, а чтобы создать что-то свое, требовались инженеры. Чтобы наш инженер начал мыслить, как инженер «Форда», нужно было готовить кадры. Собирали людей на завод со всей страны, а потом возили их в Италию учиться. Научиться тому, что уже сделано и запущено в производство, достаточно просто, а вот придумать новое --  гораздо сложнее. Вот у меня сейчас более ста патентов. Еще будучи студентом Уральского политехнического института и трудясь на строительстве Волжской ГЭС, я разработал и внедрил ванный способ сварки стержней арматуры, основанный на электрошлаковом переплаве.
Понятно, что кадры на заводе должны быть не только умеющие, но и знающие. Если инженер, то должен уже изрядно поработать. Даже чтобы освоить то, что дал нам «Фиат», нужна была переподготовка. Огромная существовала разница между сварщиками в аэрокосмической области и теми, которых готовили в Тольятти. Здесь применяли сварку только черных металлов на Волгоцеммаше и немного на ТЭЗе. А мы в Куйбышеве уже возились с электронным лучом. Я понял, что нужна совершенно новая кафедра, новые люди. Так в ТПИ в 1968 году появилась кафедра «Оборудование и технология сварочного производства», куда я пригласил всех тех, с кем работал в аэрокосмической отрасли. Сейчас на кафедре оборудования и технологии сварочного производства и пайки ТГУ семь докторов наук -- все мои ученики. У них было на чем делать диссертации.
-- В чем суть трехступенчатой системы подготовки инженеров: «рабочий – техник --инженер»?
-- На ВАЗе всем цехам нужно было закупить оборудование. Отправляли за рубеж людей, которые могли бы купить необходимый станок, пресс и так далее. Но откуда этим людям знать, какие станки хорошие? Это обстоятельство потребовало от нас изменить подготовку студентов, которые завтра станут работать на заводе. Пришла в голову такая мысль: в практике русской технической школы самым важным было сочленить знания и умение. Все русские инженеры умели работать руками. Придя к такому выводу, я предложил: что если на первом курсе мы любого студента будем учить рабочей профессии? На первом курсе студент должен овладеть умениями, познать специальность через руки. К тому моменту, когда молодой человек поступает в вуз, умения у него есть (класса с восьмого копается в папиной машине или разбирает радиоприемник), а знаний нет. Это естественное развитие. Чтобы разбудить у молодых людей желание учиться, почувствовать будущую профессию, в 1968 году я заключил первый договор с ПТУ № 44, который готовил кадры для  ТЭЗа. Мы с директором договорились: вечером, когда училище свободно, студенты будут приходить и учиться варить на том оборудовании, которое там было. В институте тогда вообще никакого оборудования не было: ни установки, ни держателя. А что значит, не включая автомат,  заварить шов? Я пятикурсницу одну попросил тогда: «Включите автомат, заварите шов». А она в ответ: «Нас никто не учил». Вот они --  умения и навыки. Стоит эта студентка, вылупив глаза, потом все-таки нажала кнопку и как рванет оттуда. Всех инженеров выпускали примерно такого качества.
Так началась тяжелая работа по созданию новой системы обучения. Прошла пара лет. Мы заменили учебный план. До этого система была такая: первые три курса учили математике, физике, химии с примитивными лабораторными работами. Я посмотрел, 660 часов математики должен был освоить студент первого курса. При этом 30 процентов здоровых, нужных промышленности мужиков отчисляли из института за незнание математики, химии, физики. Но так не должно быть. И вот я совершил такой хулиганский поступок: сделал первую сессию с одной математикой, а все остальное время потратил на то, чтобы обучать студентов сварке. С какой радостью студенты шли в ПТУ учиться варить!
-- Насколько я понимаю, не все вашу идею приняли с восторгом…
-- Сколько было людей, которые меня ругали, говорили, что ПТУ -- это училище, помойка, что в вузе должны учиться светлые умы. Были прямые запреты. Но я стойко держался, поскольку это главное, что нужно было сделать. Студенты стали понимать, что им читают по физике, для чего им дается математика. Главным у них считалось сдать экзамен в ПТУ. Студенты, получив удостоверение сварщика, даже если потом их отчисляли, шли не мешки таскать, а работали на заводе. Это огромный социальный эффект, то, что сейчас очень нужно нашему городу. То есть отчисленный студент не пойдет торговать и воровать. А в то время, когда мы все это начинали, около 50 процентов дипломированных специалистов шли работать не по специальности из-за отсутствия мотивации, возможности отличиться как сварщику. Дальше смотрю. После первого курса студенты подходили и просили дать им еще практику. Я создал систему: первый, второй и третий курсы мы делаем программу техникума. Перенес все сварочные дисциплины на эти курсы, а математику утащил на четвертый. Изменил содержание курсов. Математику стали по-разному читать для строителей, сварщиков, электриков. Я физикам сказал: «Ну вы делайте хоть небольшой уклон на сварочные дисциплины». Один профессор мне в ответ заявил: «Я не хочу попасть в журнал «Крокодил»! Есть программа». Я согласился, что есть программа, но ведь можно законно на 20-30 процентов от нее отклоняться. Лично я давал на лекциях то, что сам исследовал.
-- В итоге критика сменилась пониманием?
-- Да. В техникумах стали создавать свою программу с учетом того, что мы даем до третьего курса. В итоге после третьего курса все мои сварщики защищали диплом техника, получая и начальное, и среднетехническое образование. Министр высшего и среднего специального образования РСФСР Иван Образцов понял суть этой идеи. Он созвал коллегию министерства, которая приняла решение, во что бы то ни стало всем вузам делать ориентацию на ПТУ. Почему? Потому что в профтехучилищах резко сократилась преступность, наши студенты стали организовывать группы, изготавливать несложные изделия. К примеру, в ПТУ № 44  выпускали сварочные трансформаторы моей конструкции. То есть студенты стали одновременно учиться и работать. Резко повысилось качество учебы. Это был громадный социально-экономический эффект. После диплома техника был «поставлен барьер» из спецкурсов по математике, физике, механике, после экзаменов по которым безжалостно отчислялись те, кто не мог постигнуть азов инженерных наук. Этим мы освободили общество от «носителей» дипломов, тех, кто, как правило, после окончания вуза работал не по специальности.  Когда я доложил об этом на коллегии министерства, мне сначала не поверили. Даже министр приезжал в Тольятти с проверкой. Потом появился лозунг «Обучение учащихся на практике создания новой наукоемкой продукции». Выпускной разряд обучающихся повышался сразу со второго на третий, как следствие повышались и качество работы, и качество продукции. Появился мощный стимул идти в производственную сферу. В 1987 году весь институт перешел на эту систему. Студенты и сегодня благодарят меня за это.
-- И все же министр образования и науки России Андрей Фурсенко заявил о переходе в 2010 году на систему «бакалавр -- магистр»…
-- Хотят вернуться туда, с чего мы начали. Я на 100 процентов убежден в том, что моя система лучше. Выпускники ТПИ сегодня работают во всех фирмах, о них говорят: «Мужик и умеет, и знает». Я не тащил насильно в инженеры, потому что мне не нужны переносчики бумаг со стола на стол. В Америке все учатся за деньги, вырывая из преподавателя все знания, которые можно. У нас все иначе. 
Моей голубой мечтой было создание ступенчатого конгломерата…
-- Сейчас много споров вызывает присоединение трех тольяттинских колледжей федерального подчинения к ТГУ…
-- Все эти колледжи выросли на нашей системе. Ю. Шуберт (технический колледж ВАЗа) безоговорочно принимает эту систему. В. Рябов (химико-технологический колледж) говорит, что жалко терять собственность.  Сопротивляется в основном В. Давыдов (политехнический колледж), хотя в этом нет смысла. Политехническому колледжу, наоборот, сейчас выгодно войти в университетский комплекс. Я уверен, что создание университетского комплекса позволит на современном уровне возродить систему «рабочий – техник -- инженер». Сейчас нашему городу как никогда нужна такая образовательная система, поскольку в ней заложен глубокий социальный смысл.

Беседовал Андрей ЛИПОВ

 
Для справки
Владимир Столбов награжден шестью медалями ВДНХ СССР, премией Правительства России и международной медалью «Великие люди XX столетия». Со своими учениками разработал систему привлечения студентов к научно-исследовательской работе, которая была рекомендована Государственным комитетом к внедрению в вузах страны по подготовке инженеров по сварочной специальности. Под его руководством в вузе был открыт докторский диссертационный Совет по защите диссертаций педагогического направления. По этому направлению защищено шесть кандидатских и одна докторская диссертации. Эта работа удостоена диплома 3 степени Госкомитета по народному образованию. При активном участии Столбова, распоряжением Президиума РАН в 1991 году на базе ТПИ и института экологии Волжского бассейна, создана проблемная лаборатория РАН «Математическое моделирование гидродинамики Волжского каскада гидросооружений», с целью определения территории затопления на случай разрушения плотин или при чрезмерных паводковых сбросах воды

 

Просмотров : 4893
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с