Персоны
(16+) Юрий Целиков: Без справедливой зарплаты ВАЗ ждет вечная игра в борьбу за качество
Очередной этап жизни Волжского автозавода, начавшийся с приходом нового президента Бу Андерссона, многим видится в мрачных тонах (масла в огонь подливает начавшееся сокращение персонала), хотя есть и те, кто уверен – швед наведет порядок на производстве. На днях мы встретились с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым, чтобы узнать его мнение о новом рулевом, а также обсудить другие события, связанные с городом и автозаводом.
– Конечно, то, что сегодня делает шведский майор (есть у Бу Андерссона и такое звание), дает повод для оптимизма молодым и грамотным вазовцам, – отметил Юрий Кузьмич. – А вот у ветеранов первые шаги нового президента вызывают настороженность, как, впрочем, и само появление иностранца на заводе. Как будто своих грамотных специалистов у нас нет… Прекрасно помню некоторые высказывания Сергея Чемезова, который говорил, что Волжский автозавод не должен быть поглощен иностранцами. Но именно это и происходит, причем я уверен, что уже в этом году эпопея завершится, и контрольный пакет акций окажется у концерна «Рено-Ниссан».
– Ну, иностранные руководители в России нынче в моде. Даже футбольной сборной руководили голландцы, теперь вот итальянец…
– Этому я, кстати, тоже поражаюсь. Нанимают тренера-иностранца и платят ему по 12 миллионов долларов в год, в то время как детские тренеры живут на грани нищеты. Что за фантастический разрыв в оплате труда, когда Капелло получает почти в десятки раз больше, чем зарплата президента России? Неужели научить футболиста забивать голы более важно, чем страной руководить? А ведь именно заработная плата является главным показателем эффективности любого человека, в том числе и работников ВАЗа. Так что если новый руководитель не проведет серию мероприятий по восстановлению справедливой оплаты труда, то нас ждет вечная игра в борьбу за качество. Нам уже давно трубят, что труженики на ВАЗе получают по 25 тысяч рублей. Так пусть обнародуют данные, какая средняя зарплата у работников конвейера, а какая у менеджмента. Народ хочет справедливости в финансовом вопросе.
Вот, например, еще со времен Виктора Полякова на ВАЗе существует так называемый фонд мастера (по сути – премия), который должен стимулировать правильные процессы на производстве. Раньше за фондом был тщательный надзор профсоюзных лидеров и советов бригад, что обеспечивало эффективность. В последние же годы надзора почти нет, и некоторые мастера борзеют и выписывают премии на двух-трех близких себе людей, которые потом с ними этими деньгами делятся. Естественно, что остальной народ начинает злиться, и напряжение в бригадах нарастает. В эту проблему президент должен вникнуть.
– Я так понимаю, что это ваши первые пожелания новому президенту. Еще какие-то будут?
– На мой взгляд, Бу Андерссону стоит ликвидировать служебные автомобили на ВАЗе. Топ-менеджеры вполне способны на свои сумасшедшие зарплаты покупать каждый месяц автомобиль для себя, жены и любовницы. Так зачем им еще служебный с личным шофером и прочие льготы? Также не помешали бы сокращения количества вице-президентов (их по-прежнему много), начальников управлений, всяких замов, советников, и, конечно, прекращения «вахтового метода» управления ВАЗом. Руководители должны жить в Тольятти вместе с семьями.
Но, пожалуй, главное, что должен сделать Бу Андерссон, это любыми способами остановить повышение стоимости машин. Ценовая ниша продукции Волжского автозавода сегодня от 8 до 12 тысяч долларов с учетом нынешнего падения курса рубля. А попытка залезть в ценовую нишу иномарок приведет к естественному отмиранию почти всех моделей ВАЗа и постановке на производство продукта, почти полностью разработанного за рубежом.
– Ну и, наверное, ветеранам хотелось бы хоть иногда встречаться с новым президентом…
– Президенту нужно встречаться, причем не только с ветеранами, но и с советом молодых специалистов ВАЗа. Нам, конечно, есть что обсудить, тем более что не за горами (а точнее 3 марта 2015-го) столетие со дня рождения первого президента автозавода Виктора Полякова. Кстати, любопытно будет уже совсем скоро посмотреть, возложит ли Бу Андерссон цветы к памятнику этому выдающемуся человеку в 99-летие со дня его рождения.
– Какое впечатление произвел Бу Андерсон как человек? Его уже успели показать по телевизору, да и легенды ходят, как он ходил по заводу и бумажки собирал…
– Да, я смотрел его интервью, когда он пришел на телевидение в вазовской спецовке. Это вызвало разные эмоции среди ветеранов. Некоторые говорили: «Молодец, показывает близость к заводу и рабочим», а другие, наоборот, назвали это дешевым приемом. То же самое можно сказать и про собирание бумажек. А вообще производит впечатление чрезвычайно энергичного, деятельного и справедливого человека. Во всяком случае, пока. Знаю, что народ над ним зачастую подшучивает. Я и сам, когда первый раз услышал о возможном назначении Бу Инге Андерссона, полез в интернет, чтобы найти информацию об этом человеке, а там разночтение относительно имени – Бо или Бу… Так вот я написал: «Бо (Бу) Ин… Г… Андерссон». Столько загадочных намеков получилось.  
– На ваш взгляд, история с бумажками – это игра на публику или он действительно такой человек?
– Не сомневаюсь, что он действительно такой, с менталитетом майора шведской армии, привыкшего следить за порядком. Мне, кстати, рассказывали, что он неплохо понимает русский язык, а еще в свое время ездил на «Ниве», от которой у него остались хорошие воспоминания.
– Эпиграмму, посвященную новому президенту, сочинить уже успели?
– Да, причем после того самого его интервью на вазовском телевидении.
Сумеет швед завод поднять?
Народ захочет шведу верить?
Альянс «РЕНО-ЯПОНАМАТЬ»
Не сможет ли наш ВАЗ похерить?
Уже ль от иностранного участья
Засветит вновь загадочное счастье?

То есть от первых шагов Бу Андерссона у меня сегодня вопросов больше чем ответов. Хотя меня очень обрадовало, что он сразу поехал к дилерам, а затем провел с некоторыми из них совещание на 23-м этаже заводоуправления. Прислали, конечно, на встречу самых проверенных, но после слов шведа: «Если у вас все так хорошо, почему так плохо машины продаете?», началась откровенная беседа. Один из дилеров рассказал о внутрикорпоративной коррупции, о том, что не дают машины даже по предоплате, что служба вице-президента по маркетингу и продажам переносит личные отношения на производственные процессы – если что-то не нравится, начинают мстить, а могут и вообще закрыть фирму. В итоге на конец февраля была назначена дилерская конференция, на которой, я уверен, мы услышим резкие заявления со стороны Бу Андерссона. Главное, чтобы все решения этой конференции выполнялись, а не на 15-20 процентов, как это было при Артякове и даже Комарове.
– Вы не интересовались, как крупные зарубежные предприятия работают с дилерами? Есть ли принципиальные отличия от того, что происходит на ВАЗе?
– Принципиальных отличий сегодня почти нет, но есть особенности, позволяющие работать более честно. Например, я знаю, что в свое время «Дженерал Моторс» конфликтовал со своими дилерами, пытавшимися мухлевать на гарантийных затратах. То же самое происходит сегодня на ВАЗе, где стоимость нормо-часа для гарантийной работы стимулирует дилеров к мухлежу, потому что затраты себя не оправдывают. Тем более французский подход к гарантийному ремонту таков, что клиента стараются отфутболить, то есть найти причину, чтобы отказать. А ведь это в итоге вызывает отток покупателей.
Также есть на ВАЗе порочная система бонусов, на которой завод, по моим сведениям, ежегодно теряет более 2 миллиардов рублей. Раньше считалось, что автомобиль продан тогда, когда его купил последний клиент, а не тогда, когда дилер перечислил за него деньги заводу. А сегодня дилеры покупают машины, чтобы выполнить планы по продажам, а потом продают их с большой скидкой так называемым серым дилерам. То есть стимулируется теневой бизнес, причем наверняка вазовское руководство, имеющее отношение к продажам, что-то с этого имеет.
– Сейчас много говорят о процессе оптимизации численности персонала на ВАЗе, запущенном с приходом Бу Андерссона. Насколько оправданы, на ваш взгляд, столь радикальные меры?
– Не бывает все идеально в таких ситуациях. У нас ведь обязательно вместе с водой выплеснут и ребенка. Есть специалисты, которые сейчас не должны уходить, не подготовив себе достойную замену. Мы уже пережили один процесс оптимизации численности работников при Комарове, когда целые подразделения выводили из вазовской структуры. Например, производство, где делают диски колес. Там все как работали, так и работают, но теперь числятся не на ВАЗе, а как самостоятельное предприятие, акциями которого владеют немцы. А комбинат общественного питания? Пришла другая шушера, имеющая с этого дела большие доходы. Получается, что численность оптимизировали, но теперь завод платит деньги, чтобы людей кормили. Чего мозги-то парить народу…
– Наверное, сложно сейчас будет ответить на следующий вопрос. Надолго ли может шведский специалист задержаться в Тольятти?
– Контракт у него на три года, так что если дров не наломает, времени у него будет достаточно. Хочется, чтобы в Тольятти он оставил не менее значимый след, чем в Нижнем Новгороде, где его удостоили звания почетного гражданина города. По-моему, он и сам к этому стремится.
– В заключение нашей беседы хотелось бы немного сменить тему и в очередной раз коснуться предложенных вами изменений в правила дорожного движения, а именно установки знаков, запрещающих парковку машин по четным дням недели на одной стороне дороги, а по нечетным – на другой. Особых подвижек со стороны мэрии пока не видно, зато читатели звонят, благодарят за идею…
– Это решение давно нужно было принять. Я вообще поражаюсь, почему наша мэрия, дума и так называемые лидеры общественного мнения не берут пример с соседних регионов. Такие знаки уже есть в большинстве крупных городов России. Да чего там, они же в правилах дорожного движения предусмотрены… Нужно как-то приучать водителей к дисциплине. У нас ведь в городе не организовано нормальное информационное давление на нерадивых водителей. Госавтоинспекция фактически не отслеживают автомобили с грязными номерами, а потом долго ищут, кто же сбил человека. То же самое с затемненными стеклами. Рейды проводят, но непрерывного контроля нет.
– Сейчас вроде сотрудникам ГАИ запрещено останавливать машины просто так. Вот и проводят рейды…
– Но ведь машины с затемненными стеклами в большом количестве стоят возле крупных торговых центров и в других местах. Там есть служба безопасности, сотрудники которой могли бы переписывать номера и информировать ГАИ.
– Не думаю, что им это интересно…
– В этом то и дело. Но ведь у нас гражданское общество и нужно воспитывать уважение к закону. Сейчас масса водителей, которые либо вообще не знают правил дорожного движения, либо принципиально не хотят им следовать. Поворотники не включают, на встречную полосу выезжают…

Беседовал
Андрей ЛИПОВ


Примерный распорядок дня Бу Андерссона
6.40    Завтрак в коттедже на базе отдыха «Фортуна»
7.00    Выезд на завод
7.20    Посещение производственной площадки
9.00    Совещание с отдельными членами правления в зале заседаний на 23-м этаже
11.00    Посещение производственной площадки
13.10    Обед в кабинете
14.00    Совещание с отдельными членами правления в зале заседаний на 23-м этаже
17.00    Совещание на производственной площадке
Просмотров : 4632
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 13...15, ветер 3 м/с
утро 16...18, ветер 4 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 5 м/с
вечер 12...14, ветер 2 м/с