(16+) Может ли русский писатель творить вне России?
Город
(16+) Может ли русский писатель творить вне России?
Очередной «Литературный оркестр» состоялся в День работника культуры, в рамках празднования которого традиционно подводились итоги конкурса творческих достижений «Вдохновение». В номинации «Проект года» «Литературный оркестр», совместно реализуемый с октября 2016 года «Тольяттиазотом», просветительским сайтом Arzamas.akademy и театром «Вариант», был удостоен диплома лауреата первой степени.
Диплом торжественно вручили режиссеру театра Галине Швецовой-Скрипинской. Кстати, сама Галина Петровна также недавно была удостоена награды – всероссийской премии Союза театральных деятелей «Признание». А вечером со сцены ДК «Тольяттиазот» о заслуженной победе с сияющим лицом объявила слушателям «Оркестра» актриса театра Екатерина Ильюк:
– Автор проекта Юлия Петренко сейчас в отъезде, но она уже в курсе и радуется вместе с нами!
Тема посвященной Михаилу Булгакову лекции была незамысловата – «Появление писателя». Читала ее кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель научного отдела Государственного музея Булгакова Мария Котова. Лектор, как и следовало ожидать от ученого-филолога, не ведущего на ТВ передач, не пыталась изумить слушателей парадоксами, озадачить или сломать стереотипы. Хотя последнее ей, возможно, и удалось. Ведь для многих Булгаков, автор самого загадочного и мистического романа прошлого столетия, окутан ореолом таинственности, освещен отблеском потустороннего мира, в который посмел заглянуть. И тут нам рассказывают о том, как, подобно легиону наших современников, Михаил Афанасьевич приехал покорять Москву, «составлять литературную карьеру», бился за паек, завидовал счастливым обладателям столичных квадратных метров...
– Квартира – магическое слово. Без квартиры я не человек, – это признания самого писателя. Испортил его квартирный вопрос не меньше, чем пришедших посмотреть на фокусы Воланда...
Рассказ сопровождался точным указанием дат каждого события, был беспристрастен и даже, как мне показалось, сух. Но именно поэтому объективные факты поневоле вызывали эмоциональный отклик. Булгаков хотел покинуть страну еще в 1920 году вместе с отступавшими белыми частями, но заболел тифом, и впоследствии винил свою первую жену Татьяну Лаппа в том, что она не смогла его вывезти из советской России. Долго добиваясь жилья в Москве, куда переехал в 1921 году, Михаил обратился за помощью к жене вождя, Крупской. Денег на переезд он заработал, написав «потрясающе бездарную», по собственному признанию, пьесу, за которую вместе с соавтором получил 200 тысяч рублей – баснословную по тем временам сумму. Видимо, пьеса была очень конъюнктурная...
В Москве Булгакову пришлось работать в газете «Гудок», а также писать в газету «Накануне», издававшуюся в Берлине для идеологической обработки русских эмигрантов. Понятно, что работа ему не нравилась, несмотря на то что в коллегах были Юрий Олеша, Илья Ильф и Валентин Катаев. Однако ради квартиры, гонораров и пайка...
Странно или нет, но репрессии автора «Мастера и Маргариты» не затронули. Сталин как-то лично позвонил Булгакову в трудном для того 1930 году и сказал:
– Вы попроситесь на работу в МХАТ, мне кажется, вас возьмут...
И взяли. Врача – в режиссеры! Сам Станиславский провел аналогию между Булгаковым и Мольером, о котором тот написал пьесу. Мол, оба и драматурги, и режиссеры, и актеры... В лекции не прозвучало, что Булгаков написал и о Сталине пьесу «Батум», которую тот запретил ставить только из личной скромности. Но, наверное, о судьбе конъюнктурной постановки писатель не скорбел. Не то, что о «Жизни господина де Мольера», репетировавшейся пять лет, встреченной восторгом публики и резкими рецензиями критиков. Но как можно было не признать ее безыдейной?!
Тот же Сталин посоветовал после нескольких постановок прикрыть спектакль, разместив в «Правде» редакционную, то есть без подписи, статью «Внешний блеск и фальшивое содержание». Булгаков сильно переживал, переживала и его третья жена Елена Сергеевна, подсчитывавшая занавесы: «Восемнадцать... Двадцать... Двадцать один...» То есть столько раз опускался и поднимался театральный занавес, выпуская на поклон актеров в ответ на бешеные рукоплескания публики. Спектакль получился хороший, но «классовый подход» оказался слабоват. Так что очень автобиографичны и болезненная реакция Мастера на критику, и ярость Маргариты, жаждавшей отравить критика Латунского...
А вот попытка издать в те годы «Собачье сердце» – это уж совсем наивность! Или расчет на особое расположение сильных мира сего? Жить в системе, которую ненавидишь, гениально, да, безусловно, гениально высмеивать ее – это-то понятно, так многие жили, да и сейчас живут. Но при этом ждать, что система с удовольствием будет оплачивать гонорарами собственную порку?!
– Острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя! – резюме Льва Каменева, прочитавшего повесть по рекомендации настойчивого издателя Николая Ангарского.
Булгаков, конечно, гений и автор одного из величайших романов двадцатого столетия. И время ему выпало трудное, но благодатное – в смысле обилия жизненного материала. Только писать ему суждено было для грядущих поколений, не для современников. Опять же – не из лекции: когда за публикацию романа «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» в 1967 году вдова писателя получила гонорар, она отдала эти деньги первому пришедшему на могилу Булгакова читателю. Так завещал он сам. Почему-то эта история не вошла даже в спектакль-вербатим театра «Вариант». Вероятно, она является вымыслом, но очень красивым!
А еще пишут, что, работая над «Мастером и Маргаритой», Булгаков возобновил прием морфия, который способен «расширять сознание». Столь сильное обезболивающее писатель принимал из-за болезни почек, ставшей причиной его смерти в возрасте 48 лет.
Поскольку лектор только констатировала проверенные факты биографии писателя, протеста ее интерпретация, как в случае с лекцией о Чехове, не вызвала. Не вызвала и вопросов. Только одна женщина спросила о взаимоотношениях Булгакова со Сталиным. А были они на удивление мирными: все-таки Иосиф Виссарионович понимал толк в литературе! Вот краткий диалог из спектакля «Варианта».
Сталин:
– Вы по-прежнему хотите уехать из России? Почему вы так нас не любите?
Булгаков:
– Я долго думал о том, может ли русский писатель жить и творить вне России. И пришел к выводу, что не может.
Но был ли искренним Михаил Афанасьевич?
А 28 апреля нас ждет уже вторая встреча с публицистом, филологом, автором и ведущим радиопередач Леонидом Клейном. Тема лекции столь же провокационна, как и в прошлый раз, когда нам открыли совсем другого, не «школьного» Чехова: «Плохие поступки хороших людей, или на что надеяться читателю романов Достоевского». Посмотрим, удастся ли Леониду так же, как тогда, вызвать зал на дискуссию?!

На лекции была
Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 3155
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с