(16+) Анатолий Огарков: В 29 лет меня уже называли ветераном «КуйбышевАзота»
Персоны
(16+) Анатолий Огарков: В 29 лет меня уже называли ветераном «КуйбышевАзота»
9 апреля будет отмечать 75-летие почетный гражданин Тольятти, заслуженный химик России Анатолий Огарков. Человек он во многом уникальный: приехал в город в 1966 году и всё это время проработал на одном предприятии – «КуйбышевАзоте», пройдя путь от аппаратчика до главного инженера. За несколько дней до важной даты мы встретились с юбиляром, узнав, что он и сейчас продолжает приносить пользу родному заводу, занимая должность советника и курируя строительство очередной производственной площадки.

Приехал в Тольятти – насквозь продувало

– Анатолий Аркадьевич, как настроение в преддверии юбилея?
– Бодрое. На работу хожу с желанием, надеюсь, что еще могу быть полезен.
– Насколько стойко «КуйбышевАзот» переживает нынешнюю экономическую ситуацию, которая во всей стране усложнилась на фоне санкций?
– За прошедшие годы много сделано для предприятия, оно укрепилось технически, экономически, организационно. Есть определенный резерв, так что смотрим в будущее с оптимизмом.
– Давайте поговорим о вашей биографии. Начал ее читать и сразу обратил внимание, что место рождения – деревня Огарково – совпадает с фамилией. Думаю, это не случайно…
– Да, ее мои предки основали еще в XIX веке. Потом, правда, создавали семьи с жителями соседних деревень, так что всё перемешалось.
– Как попали в Тольятти?
– Приехал после техникума по распределению. Мне 19 лет было, и сразу на «КуйбышевАзот» попал. Он тогда назывался азотно-туковым заводом. Кадры при строительстве формировал в основном Совнархоз (Совет народного хозяйства, – прим. авт.) Приглашали людей из Башкирии, Куйбышевской, Ульяновской областей. Еще с Губахи (Пермская область) специалисты приезжали. Вот и я в этой компании оказался, работал и параллельно в институте учился.
– Каким увидели город? Это ведь было еще до строительства ВАЗа…
– Да, я только после приезда узнал, что автозавод будет строиться. На тот момент уже работали «Синтезкаучук», «Фосфор», «Волгоцеммаш», завод ртутных выпрямителей. Конечно, чувствовалось, что Тольятти не обжит еще. Да я и сам таким же был, как этот город: молодым, одежда, как говорят, на рыбьем меху. Продувало насквозь.
Жил поначалу в заводской гостинице квартирного типа на улице Ленина, около «Спартака». Условия почти спартанские: летом очень жарко, зимой холодно. В общем, непросто было – скромная зарплата, сложности на производстве и в быту, дефицит товаров в магазинах. Работали не по восемь часов, а столько, сколько нужно, причем без дополнительной оплаты. Конечно, было непросто, но мы понимали, что делаем нужное дело.  
– Что помогало справляться с трудностями?
– Энтузиазм, осознание того, что неплохие перспективы впереди. Друзья, с которыми приехал, ушли в армию, а мне, как освобожденному от службы студенту, довелось принять участие в пуске завода.
– Как я понимаю, тогда большинство тольяттинцев жили именно на территории, которая позже стала Центральным районом.
– Да, прямо за улицей Ленинградской картошку сажали, лук, а хлебзавод, который сейчас на улице Голосова, тогда был далеко в поле. Про Автозаводский район даже разговоров еще не было, а Комсомольский начали перестраивать позже, при непосредственном участии «КуйбышевАзота». Предприятие, кстати, приложило руку не только к возведению жилых домов, но и к появлению инфраструктурных объектов: первый универмаг построили, пустили новые троллейбусные маршруты. Ведь именно благодаря «КуйбышевАзоту» в Тольятти появился дворец культуры (сейчас это городская филармония, – прим. ред.), первая база отдыха, профилакторий, яхт-клуб, впоследствии ставший одним из крупных центров яхтенного спорта в России. Это был серьезный вклад в становление и развитие города, ставшего впоследствии родным для многих из нас.    

Долго не вступал в ряды КПСС

– В 1992 году вас назначили главным инженером «КуйбышевАзота», а до этого было более четверти века интересной и сложной работы. Что больше всего запомнилось в советский период трудовой деятельности?
– Конечно, строительство первого отечественного производства аммиака, работавшего на попутном газе, который раньше сжигался. Его пуск и стал днем рождения «КуйбышевАзота» – 23 августа 1966 года, когда завод начал работать по полной технологической схеме.
Производившиеся азотные удобрения в основном шли для нужд сельского хозяйства Поволжья и Казахстана. Технологии тогда считались передовыми, схожие с теми, что использовались в космической индустрии.
Многое приходилось переделывать уже по ходу работы, но мы справились, производство росло, и люди вместе с ним. Затем по титулу КАТЗ был построен «Тольяттиазот», появился аммиакопровод «Тольятти – Одесса». Кстати, меня пригласили на запуск ТОАЗа, но когда узнали, что не являюсь членом КПСС, нашли другого человека.
– Чиновники перестраховались?
– Скорее всего, да. Потом, когда перешел на более высокую должность, все-таки вступил в партию. Не могу сказать, что пришлось жертвовать какими-то принципами – заповеди строителей коммунизма были мне близки. Другое дело, что зачастую было сложно мириться с двойными стандартами, но это уже другая история.
– Как стали главным инженером?
– После распада СССР, когда на предприятии стала меняться структура управления, мне предложили возглавить всю производственную службу. Я к тому времени уже был опытным специалистом, очень уверенно себя чувствовал. Засучив рукава, взялся за работу, не считаясь со временем. Гендиректор в основном занимался снабжением, сбытом, финансами (приходилось самостоятельно выстраивать контакты с потребителями и поставщиками), а такие вопросы, как развитие предприятия, организация производства, ремонтные работы, новые технологии, строительство, – зона ответственности главного инженера.
- Получается, что на ваших глазах, Анатолий Аркадьевич, предприятие росло и развивалось?
– Да, много воспоминаний. Приходилось много решать сложных производственных задач на различных участках. Вот, например, капролактам сначала грузили в цистерны, однако отправлять его в таком виде за границу было невозможно. Надо было наладить его выработку в кристаллическом виде, упаковку, и только после этого смогли отправлять его на экспорт. В начале 2000-х начали переработку капролактама в полиамид, из которого делали технические нити, кордные ткани, а впоследствии и инженерные пластики. Конечно, было непросто, особенно после дефолта в 1998 году. Тогда с российскими предприятиями, лишенными государственных гарантий, никто на Западе не хотел работать. Только по предоплате. Но нам удалось выбраться из той сложной ситуации: убедили банк и немецких партнеров работать по аккредитиву. В результате мы смогли развить новое производственное направление, позволившее еще больше загружать производство капролактама, начав производство нитей и тканей.
– Помню, что в 90-е годы руководивший ВАЗом Владимир Каданников лично ездил за поддержкой к Борису Ельцину. У «КуйбышевАзота» были контакты с Москвой или справлялись самостоятельно?
– Больше сами. Что касается контактов со столицей, то лично мне удалось при поддержке журнала «Химия и жизнь» создать клуб главных инженеров, члены которого обменивались информацией, старались двигаться вперед в условиях, когда многое разваливалось.
Много лет я был его президентом, устраивал встречи (в том числе на площадке «КуйбышевАзота»), благодаря которым удавалось совершенствовать производство. Был знаком с руководителями всех предприятий азотной промышленности, наладили связи с научными организациями в России, Украине, Белоруссии, Узбекистане.
Потом специалисты из дальнего зарубежья начали подтягиваться. Мы вышли на прямые связи с поставщиками оборудования и материалов, а также с потребителями нашей продукции, минуя посредников.

Про экологию и плохие дороги

– На зарубежных предприятиях бывали?
– Конечно. Почерпнул много ценного с точки зрения организации технологического процесса, подхода к дизайну установок. Не так уж там все идеально, как некоторые думают, но есть моменты, на которые стоит обратить внимание. По своему опыту общения с зарубежными коллегами могу сказать, что российские специалисты – более разносторонние.
– Оптимизацией и снижением затрат на производстве приходилось заниматься?
– Это очень важные направления. В начале 90-х, когда российская экономика вышла на рыночные рельсы, мы удвоили объемы производства, сократив при этом в два раза объемы потребления электроэнергии. За счет вторичных ресурсов и ввода в эксплуатацию собственной котельной меньше стали использовать пар со стороны.
Это очень важный момент, поскольку ресурсы дорожали очень стремительно, порой опережая темпы инфляции. Во многом благодаря этому удалось выжить в 90-е годы и обойтись без задержек зарплаты. Если не ошибаюсь, всего один раз было так, что коллективу пришлось несколько дней ждать деньги, да и то не по нашей вине, а из-за того, что в городских банках не оказалось наличности.
– Экология всегда была в центре внимания предприятия?
– Это направление всегда в приоритете. За годы работы завода количество выбросов и стоков сократилось в разы, появилась возможность возвращать воду в производственный цикл. Сейчас «КуйбышевАзот» за счет собственных средств заканчивает строительство второй очереди очистных сооружений, обслуживающих ливневые стоки Северного промышленного узла и части Центрального района. Действующие производства модернизируются, внедряются новые технологии.
Ресурсосбережение – тоже очень важная часть снижения воздействия на окружающую среду. Когда я начинал работать главным инженером, на одну тонну капролактама расходовалось 1200 килограммов бензола, а сегодня – около 900. То есть на четверть сократилось потребление сырья – это громадная цифра. И новая управленческая команда на предприятии продолжает эту работу.   
– О том, что «КуйбышевАзот» помогает городу (борется с несанкционированными свалками, украшает улицы к Новому году и так далее), мы хорошо знаем. А есть ли какая-то помощь предприятию со стороны местных властей?
– Внимание со стороны городских властей всегда ощущалось. Наше предприятие находится в тесном контакте со специалистами городской администрации по целому ряду направлений. Ведь мы – важная составляющая Тольятти, а город – наш родной дом. Администрации можно сказать спасибо за то, что в свое время расширили улицу Новозаводскую на перекрестке улицы Ларина и бульвара 50-летия Октября. Именно по ней наши сотрудники добираются до своих рабочих мест.
И «КуйбышевАзот» в этой работе тоже принял участие. Мы помогали с переносом инженерной инфраструктуры, установкой новых светофоров, участвовали в финансировании этих работ. Пробок стало гораздо меньше, но остались другие проблемы. Меня, если честно, всегда тревожит состояние наших городских дорог, особенно весной, когда тает снег и передвигаться по ним становится затруднительно. Надо работать в этом направлении и перенимать самый лучший передовой опыт, как в части строительства дорог, так и их содержания. Обязательно нужно обращать на это внимание. Конструктивный диалог между промышленными предприятиями и городскими властями всегда только на пользу Тольятти.

Дети сделали уголок для наград

– Являясь советником, какие задачи приходится решать?
– Последние полтора года занимаюсь организацией производства минеральных удобрений на нашей производственной площадке в Курске. Близки к подписанию контракта на проектирование, однако из-за санкций процесс может затянуться. В любом случае, просвет виден. Мы оптимисты и рассчитываем довести работу до конца. Продолжаем контактировать с потенциальными подрядчиками, уточняем нюансы.
– Смену достойную вырастили?
– Люди, пришедшие мне на смену, довольно эрудированные и неравнодушные. Понятно, что подход сейчас другой, объемы производства выросли, но всё равно, главное – это человек! Именно он в итоге влияет на повышение эффективности, уровня безопасности, снижение воздействия на окружающую среду, улучшение условий труда, благосостояние работников и так далее.  
– Какую из многочисленных наград вы считаете самой ценной?
– Сложно сказать. Наверное, самую первую – медаль за доблестный труд к 100-летию со дня рождения Ленина. Еще очень дорога награда, которую вручили как ветерану «КуйбышевАзота». Знаете, сколько мне тогда было? 29 лет.
Согласитесь, интересно, когда еще молод, а тебя уже называют ветераном, так как трудовой стаж уже достаточно большой. Были и более серьезные (например, звание «Заслуженный химик России»), но эти две самые дорогие.
– А как же звание почетного гражданина Тольятти?
– Конечно, это тоже очень почетно, просто возраст уже такой, что гораздо спокойнее относишься к наградам. Это, наверное, больше для моих потомков, которые чувствуют значимость деда (смеется). Вознаграждение, полагающееся за звание почетного гражданина, я направил на выплату стипендий талантливым ребятам-химикам, которые проходят обучение в техникуме.
– Награды афишируете или скромно складываете в шкафчик?
– Дети в доме уголок сделали, куда все медали повесили. Мы шутим, что это для назидания потомкам.
– Дети пошли по вашим стопам?
– Да, сын и дочь работают на «КуйбышевАзоте».
– Как проводите досуг?
– Раньше свободного времени почти не было. Хватало только на то, чтобы выспаться и у детей уроки проверить. Сейчас, конечно, гораздо свободнее, хотя и заботы другие появились – здоровьем всё больше надо заниматься. А вообще, люблю на природе гулять.
– Юбилей где планируете отмечать?
– В кругу семьи. Пандемия еще до конца не закончилась, да и политическая ситуация такова, что стоит повременить с большими празднествами.
– Обычно на юбилей принято принимать поздравления, однако мы поступим немного иначе: что бы вы хотели пожелать себе и предприятию, ставшему за 55 лет вторым домом?
– В таком возрасте, кроме здоровья, уже ничего не надо (смеется). Заводу желаю, чтобы темпы не сбавлялись, чтобы у моих молодых коллег и дальше всё получалось так же здорово, как сейчас.
Городу желаю быть более красивым и привлекать новых инвесторов, а тольяттинцам хочу сказать, что не нужно бояться расширения крупных предприятий. При новом строительстве всегда появляются современные очистные сооружения, высокотехнологичные производства по выпуску необходимой продукции с минимальным воздействием на окружающую среду, дополнительные дороги и развитая инфраструктура. Город должен развиваться.

С юбиляром общался Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 2494
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 15...17, ветер 4 м/с
утро 16...18, ветер 6 м/с
Завтра
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 17...19, ветер 0 м/с