Город
Валентина Ржевская: Горжусь, что связала судьбу с ТоАЗом

 Сегодня, проходя по заводской территории, Валентина Ивановна не верит, что когда-то здесь были канавы и земляные насыпи. Все вокруг так красиво, гармонично и чисто, что сердце ее переполняется законной гордостью. Потому что в современной картине «Тольяттиазота» есть доля и ее труда, причем немалая… 
 - Нас, геодезистов, можно сравнить с первопроходцами, - говорит ветеран завода с тридцатилетним стажем Валентина Ржевская.
 В далеком 1957 году, окончив школу в небольшом поселке Зеленокумск Ставропольского края, она решила не поступать сразу в вуз, а испытать себя на трудовом фронте. Так делали тысячи ее настроенных патриотически сверстников: сначала заводская проходная, а уж потом институт. Валентина уехала в Азербайджан и два года честно отработала на суконной фабрике. Потом был Тбилисский топографический техникум, учеба в котором не просто нравилась - захватывала. Ей прекрасно давались точные науки, нравилось все, что связано с вычислениями. После окончания техникума по распределению она попала в Пятигорск, на аэрогеодезическое предприятие. Там был приобретен опыт, так пригодившийся ей в дальнейшем.
 - Мне довелось рисовать географическую карту страны, - рассказывает Валентина Ивановна. - Работа это тончайшая, требует хорошего зрения и сосредоточенности. От руки, пером необходимо было чертить карты с точностью до сотой доли миллиметра. Причем на каждой карте стоял гриф «секретно».
Так работали в зимний период. А весной мы собирались на полевые работы. Благодаря этому я побывала в интереснейших местах. Работала в Казахстане, на Аральском море.  Работа в песках была чрезвычайно сложна, но в то же время очень интересна. Тогда была тенденция посылать молодых производственников на учебу. Повезло и мне. В 1964 году я по такому направлению поступила в Московский институт инженеров геодезии и картографии. Окончила его в 1969-м, получила распределение в Тулу. И вдруг, вернувшись с летних каникул, узнаю, что меня перераспределили в Тольятти на строящийся в ту пору Волжский автомобильный завод. Сначала я, было, возмутилась таким поворотом событий, но потом ни разу не пожалела, что судьба распорядилась именно так.
 Приехав в наш город, Валентина Ивановна работала геодезистом на линии в СУ-12 «Куйбышевгидростроя». Это и была как раз та самая работа первопроходцев, непосредственно на стройплощадке.
 Но с 1975 года ее судьба тесно связана с «Тольяттиазотом».
- Я узнала, что начато строительство ТоАЗа, и там срочно набирают группу генплана, - рассказывает Валентина Ивановна. - Приняли меня в техотдел на должность старшего инженера.
Она с гордостью показывает первую “тоазовскую” запись в трудовой книжке - 23 июля 1975 года. Последняя сделана 10 января 2006 года - “в связи с выходом на пенсию”. Впрочем, на заслуженный отдых Валентина Ржевская могла уйти гораздо раньше, за двенадцать лет до указанной даты. Но она любила свою работу и не могла расстаться с родным предприятием. Да и ТоАЗ нуждался в ее знаниях и опыте.
- Канавы, ямы, горы земли, стоящие повсюду краны и большая надпись “Тольяттинский азотный завод” - таков был заводской пейзаж в далеком 1975-м, - говорит Валентина Ивановна. - Дорог еще не было, и на работу мы ездили через Васильевку. Первые геодезические работы делал генплан «Куйбышевазота» - готовился фронт работ для строителей.
Впервые на площадку я пришла в августе 1975 года. Хочется сказать добрые слова в адрес тогдашнего руководителя группы генплана Владимира Антипина, отдать должное его таланту и профессионализму… Работа наша была очень ответственной. Перед выходом геодезистов-полевиков мы должны были изготовить разбивочную схему объекта. Потом уже по этой схеме полевики выносили объект в натуру. Я тогда работала в должности старшего инженера камеральной группы. В наши обязанности входила проверка проекта, изготовление разбивочной схемы, а также дежурного генплана. При проверке проектов выявлялась масса ошибок, все перепроверялось, исправлялось. Если что-то оказывалось не так, необходимо было ехать для согласования в Москву.
Наконец, совместными усилиями были построены первые четыре агрегата аммиака, агрегат карбамида.
Мы осознавали всю меру ответственности нашей работы.  Прежде всего, геодезисты делают съемку под строительство. А все начинается от вынесения строительной сетки. Потом вступает в действие генплан. Этот отдел необходим на каждом заводе. Ведь предприятие  строится, расширяется, а генплан делает его карту, без которой не обойтись. Получилось так, что ни один объект завода не прошел мимо меня. Построенные здания, объекты, подземные коммуникации, сооружения -- все наносили на карту. Так что ТоАЗ я знала как свои пять пальцев.
Многое изменилось на предприятии с приходом Владимира Махлая в 1985 году. До этого агрегаты, не приспособленные к нашим климатическим условиям, вводились в строй с большим трудом, работали с перебоями, тяжеловато. В лице Владимира Николаевича «Тольяттиазот» обрел настоящего хозяина, талантливого производственника. Нормально заработал не только сам завод, но и соцкультбыт был поднят на небывалую высоту.
- Быт и условия работы должны быть достойными, - повторял Махлай, претворяя в жизнь самые смелые планы.
Владимир Николаевич много общался с рабочими, знакомился с ними. Человек он очень требовательный, дотошный, для него нет мелочей, если это касается условий труда и быта людей. При нем, например, народ быстро переехал в новое здание заводоуправления, которое до этого было долгостроем. Выросли зарплаты тоазовцев. Потом был построен санаторий «Надежда» (в его строительстве мы тоже приняли участие), где каждый мог достойно отдохнуть и поправить здоровье.
Довелось нам поработать и на строительстве ДК «Тольяттиазота».
 Валентине Ивановне запомнился первый юбилей, связанный с заводом, который отмечался в 1986 году. Тогда Владимир Махлай собрал вместе за праздничным столом тех, кто трудился на предприятии с 1975 года. Она была в числе тех, кто отмечал десятилетие своей трудовой деятельности на ТоАЗе.
 - Владимир Николаевич назвал нас самыми стойкими, - вспоминает Валентина Ивановна. - Мы получили денежные подарки, благодарственные письма. И еще очень красивые памятные знаки в виде больших медалей. Приятно, когда твой труд так оценивают. И сейчас, когда прошло так много лет, я горжусь, что связала свою судьбу с ТоАЗом. Иногда даже слезы поступают к глазам, если вдруг вспомню, что было на месте завода и что построено теперь… К тому же судьба свела меня с замечательными людьми. С огромной теплотой вспоминаю тех, с кем начинала свою работу на заводе - инженера Юрия Данилова, геодезиста Владимира Васильева. Замечательный, дружный был коллектив. Хочется отметить и руководителя отдела, главного строителя Георгия Соловьева, с которым работала позже. Каждый из них внес свой немалый вклад в строительство нашего завода.
 В начале третьего тысячелетия строительство ТоАЗа было завершено. На каждый из построенных объектов необходимо было зарегистрировать право собственности. Регистрацией права занималась в последние годы работы на заводе Валентина Ржевская, которая, без преувеличения, знала родное предприятие как никто другой…
Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 5089
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 15...17, ветер 4 м/с
утро 16...18, ветер 6 м/с
Завтра
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 17...19, ветер 0 м/с