Бизнес
(16+) Между Францией и Китаем… Что будет с ВАЗом?
На этой неделе Волжский автозавод возобновил работу после перенесенного с лета трехнедельного корпоративного отпуска. Сборка машин началась на всех линиях, однако говорить об окончании кризиса с поставками комплектующих пока рано.

Чтобы узнать последние новости, я специально позвонил в среду своему давнему знакомому Алексею, который трудится на производстве «Гранты».
– За три рабочих дня израсходовали почти весь запас имеющихся деталей, – сказал он. – Со следующей недели опять не работаем, потому что 4, 5 и 6 мая идут в зачет корпоративного отпуска. Да и вообще, слухи ходят, что весь месяц будут простои. Какое настроение у людей? Понятно, что всем уже порядком надоела эта неопределенность. Летом переходим на четырехдневную рабочую неделю, но где гарантия, что это поможет решить проблему? Ждем, что нам еще остается…
Действительно, с 6 июня по 6 сентября ВАЗ будет работать по сокращенному графику, рассчитывая таким образом немного сэкономить на зарплате (пятница – выходной за свой счет) и поднакопить комплектующие. На бумаге всё складно, но как дойдет до дела, не исключено, что вместо четырех дней будут опять работать по два-три.
К постоянным простоям на главном автомобильном заводе страны все уже привыкли, так что главной касающейся его новостью стала возможная продажа компанией «Рено» своей части акций. То, что Николя Мор уже в Париже, подтверждают сразу несколько источников. Мало того, периодически появляются фамилии людей, которые в ближайшее время могут сменить его на посту президента ВАЗа.
Наиболее часто упоминаемая кандидатура – директор НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) Сергей Гайсин. Это государственное унитарное предприятие в основном занимается разработкой прототипов, позволяющих понять, как должен выглядеть автомобиль будущего. Впрочем, в случае с ВАЗом думать придется скорее о сложном настоящем, нежели о светлом будущем. Якобы НАМИ даже объявлял конкурс на замещение должности директора с контрактом на пять лет, хотя на официальном сайте института руководителем по-прежнему значится Гайсин.
Другие кандидаты – хорошо известные на ВАЗе топ-менеджеры Михаил Рябов и Максим Нагайцев. Каждый из них имеет огромный руководящий опыт и вполне мог возглавить завод еще несколько лет назад, если бы французы не предпочитали упорно ставить своих специалистов.  
Понятно, что назначение отечественного руководителя возможно лишь в том случае, если «Рено» откажется от своего дальнейшего участия в капитале ВАЗа. Вопрос обсуждается в Москве и Париже (а может, и не только в этих городах) на протяжении последних двух месяцев. Уходить совсем французы не торопятся, боясь потерять слишком много, да и итогов президентских выборов в своей стране хотелось дождаться. В итоге там снова победил Эммануэль Макрон, правда, едва ли сейчас кто-то рискнет утверждать, хорошо это для российско-французских отношений или не очень.
Пока ситуация такова, что французы вроде бы двигаются к решению отказаться от ВАЗа, но очень медленно, как будто надеясь, что через неделю или месяц политическая ситуация в мире вдруг резко изменится. В то же время, понимая, что завод могут выставить на продажу, проявляют интерес другие инвесторы, среди которых в основном выделяют китайские компании.  
Одной из них – «Great Wall Motors» (в переводе – «Великая стена») Минпромторг якобы прямо предлагал купить ВАЗ. У нее уже есть сборочная площадка в Тульской области, где собирают популярные в России автомобили марки «Хавал», так что вполне можно подумать о расширении. Аналитики называют такую сделку выгодной для всех, поскольку китайским компаниям, ведущим бизнес в нашей стране, никто не запрещает закупать необходимые компоненты для своих нужд и транспортировать их куда угодно.
Любопытно, что, комментируя последние новости в соцсетях, тольяттинцы в основном негативно оценивают перспективы прихода на ВАЗ китайцев. Некоторые даже вспоминают, как жители этой страны занимаются в России овощеводством, оставляя после себя поля, не пригодные для дальнейшего посева.
– Хуже варианта быть не может! – написал один из горожан. – Цены на китайские машины еще больше, чем на наши, так что они наверняка захотят тормознуть отечественный автопром для того, чтобы повысить собственные продажи в стране. Да и зачем нам эти азиаты? Давайте использовать нынешнюю ситуацию для перезагрузки и возрождения автопрома своими силами!
Впрочем, судя по последним новостям, вариант с китайцами вроде бы отпал. Вот что заявил на днях глава Минпромторга России Денис Мантуров:
– «Рено» действительно, из-за дефицита средств на поддержание деятельности своих подразделений в России, принимает решение передать акции ВАЗа нашему профильному институту – НАМИ с возможным возвратом в случае, если коллеги примут решение вернуться. Это будет условно, сделка за рубль с опционом на пять или шесть лет – срок, в течение которого «Рено» может принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период осуществляем инвестиции, значит, учтем их в стоимости. Никаких подарков здесь не будет.
Иными словами, речь идет не о полноценном выкупе 67,6 процента акций и их последующей перепродаже, а о передаче в управление. То есть французы уходят, но не совсем, прощаются, но не навсегда, а может, еще и передумают отдавать ценные бумаги НАМИ, если получат на то благословение переизбранного Макрона.
В продолжение темы скажем о том, что на этой неделе вступили в силу изменения в технический регламент безопасности колесных транспортных средств. Согласно им, до февраля 2023 года каждое государство, входящее в Евразийский экономический союз (это Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия и Казахстан), вправе менять требования безопасности, в том числе экологические, которые были ориентированы на иностранных производителей электронных систем управления двигателями и обеспечивали их коммерческие интересы.
О конкретном перечне компонентов, которых автомобили лишатся уже в ближайшее время, представители заводов пока предпочитают не говорить. Скорее всего, им просто предоставили право при отсутствии чего-то важного все-таки запускать машину в производство. К примеру, на ВАЗе уже заявили, что такое решение позволит в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство автомобилей, обеспечить загрузку конвейеров и занятость персонала.
Напомним, что уже к началу лета на тольяттинском автозаводе планируют наладить выпуск машин с минимальным количеством импортных комплектующих. Насколько менее безопасными станут модели марки «Лада» – не уточняется, как и то, подешевеет ли после этого продукция ВАЗа. В любом случае, если такой шаг позволит бесперебойно запустить конвейер (с учетом четырехдневной рабочей недели), наверное, его следует признать оправданным.

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 361
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 16...18, ветер 4 м/с
вечер 10...12, ветер 3 м/с
Завтра
ночь 8...10, ветер 4 м/с
утро 9...11, ветер 5 м/с