Культура
(16+) Акварель – лучшее, что может случиться с художником
Открытие для тольяттинских ценителей искусства – вернисаж Андрея Самолинова в художественном музее. В конце 2019 года его городские пейзажи впервые увидели здесь же, на выставке акварелистов.

По признанию искусствоведа, заместителя директора ТХМ Ларисы Москвитиной, эти работы в лучшем смысле слова поразили сотрудников музея, и сразу была запланирована персоналка. Так получается, что это первая персональная выставка художника, которая называется «Акварельное путешествие». В ней представлены более 60 работ, созданных с 2019-го по 2022 годы.
– Это какая-то часть ваших произведений?
– Почти все. Еще десяток картин «телепается» по всему миру в составе коллективных выставок. Я с 2019 года состою в российском союзе акварелистов, с 2020-го – член всемирного акварельного общества.
А теперь самое интересное. Самолинов себя позиционирует как начинающего мастера, потому что работать над своими «акварельными путешествиями» начал только в конце 2018-го! И меньше чем за год достиг такого уровня? Конечно, так не бывает.
– Я рисую с четырех лет, – признается художник и повествует без утайки обо всей своей интересной и, кажется, на удивление гармоничной жизни.
В 1964 году он родился в городе Куйбышеве. Окончил художественную школу и, кстати, обычную, но с физико-математическим уклоном, причем с отличием. В девятом классе познакомился со своей женой Еленой – 43 года назад! Все путешествия они совершают вместе, начиная с 1984 года, в котором поженились. Разумеется, на вернисаже Елена также присутствовала, и это был ее день рождения.
Андрей Самолинов окончил инженерно-строительный институт, в дальнейшем ставший строительно-архитектурной академией. В последний раз живописью занимался на четвертом курсе института – темперой и немного акварелью. А потом забросил. Ну, чуть-чуть всё же рисовал:
– Стенгазеты детям в школу...
Всегда любил путешествовать. Но те путешествия, что случились до 2018 года, в выставку не попали.
– Почему вдруг стали рисовать?
– Не знаю, мне показалось, что время идет, а я занимаюсь не тем, для чего предназначен...
Андрей Леонидович говорит, что рисует только те места, где он был. А был он в Бельгии, Турции, Черногории, Испании, Италии, Грузии. Очень любит и часто ездит в Иерусалим. По Золотому кольцу, конечно же, но из этой серии пока только одна работа представлена.
– Какой архитектурный стиль вы предпочитаете? В основном ведь на ваших картинах Западная Европа: Флоренция, Сиена, Венеция, Барселона, Гент, Антверпен...
– На самом деле я всеяден, предпочтений нет. Мне интересно путешествовать. Люблю смотреть, как люди живут, как устроен мир. Архитектура везде разная, нет двух одинаковых мест. Мне интересна материальная составляющая территории – города, улицы, короче – расставленные домики и то, как между ними идет жизнь.
Нравится сочетать приятное с полезным – едем отдыхать и рисовать. Пленэр не люблю – этюдники, восторженные туристы, затаившие дыхание, нет! Рисую эскизы по дороге, фотографирую, запоминаю, вникаю. Дома уже создаю картину по воспоминаниям, настроению. Главное, я помню место. Ведь, если не почувствовать гений места, можно же просто картинку из интернета перерисовать...
Но тогда такой прозрачности воздуха при четкости архитектурных линий не получится.
– Почему акварель? Я больше ничего не умею. Тушью и белилами не пользуюсь. Ну, я просто в детстве «укушен» этим, люблю рисовать здания, а кто-то любит природный пейзаж. Навык с института остался, и я могу нарисовать городскую перспективу на глазок.
Андрей, по его словам, очень расстроен тем, что акварель сейчас находится как бы на обочине. Его постоянно спрашивают о масляной живописи, рекомендуют попробовать, вот и на вернисаже без этих советов не обошлось, и отличающийся легким характером художник согласился испытать новую технику как-нибудь, и не только ее:
– У меня есть план по личному совершенствованию. Я планирую освоить природный пейзаж, портрет и жанровые сцены!
И все-таки:
– Акварель – лучшее, что может случиться с художником. Передать какой-то эмоциональный настрой, воздух акварелью в тысячу раз проще, чем маслом. Те, кто пишут маслом, скажут, что я не прав, и это хорошо. У каждого своя точка зрения...
При этом Самолинов с оптимизмом отметил, что в мире в последнее время идет существенное развитие акварели. Работа для него не самоцель:
– Сам процесс работы – главное удовольствие, что получилось в конце – второй вопрос. В процессе работы над картиной полностью очищается мозг от всех забот, печалей, тревог и планов на будущее. Я бы, наверное, давно стал старый и морщинистый, если бы не рисовал...
Музейные работники прекрасно знают: есть тип художников, тщательно оберегающих свою творческую кухню. Самолинов им абсолютная противоположность. Прошел по выставке и рассказал про каждую работу, про то, как она создавалась:
– Вот эта бельгийская акварель «Зимнее утро» мне не удавалась. Попал в больницу на «ремонт», накануне рисовал. Вышел из больницы, смотрю – нет, лучше не стало. Пошел в душ и губкой для мытья посуды – меламиновой, она бумагу не сдирает – ее хорошо отмыл, она стала бледненькая. Подумал: бумагу выбрасывать жалко, она нынче дорогая. Решил по второму разу сверху нарисовать. Получилось вполне себе ничего. Принцип у меня такой: что бы ни получалось в процессе, это нужно довести до конца. Либо будет в итоге полный шлак, и это не то что показывать – самому смотреть невозможно, либо удастся что-то из этого вытянуть. За всё время работы я выкинул всего два листа...
«Утро на вокзале. Антверпен» – эта работа выставлялась в 2019 году одной из первых. О ней у автора тоже остались яркие воспоминания:
– Был в Бельгии в гостях у жены. Звучит смешно, но она там работала какое-то время. Утром она на работу пошла, а я поехал в Антверпен. Когда там оказался, у меня возникло ощущение, что откуда-то в соборе ездят поезда. Это здание выглядит,  как собор изнутри – стеклянные крыши, фантастическая готическая архитектура. Был конец ноября, в 9 часов утра через крышу падали лучи света, меня это поразило...
Когда гости выставки сказали автору, что запомнили работу еще в 2019 году и восхитились ею, он ответил:
– Знаете, у меня  синдром самозванца. Очень нравится, когда меня хвалят, но я не всегда этому верю.
В Антверпене художника поразил еще кафедральный собор:
– Тем, что здесь нет того величия, которое заставляет встать на колени и молиться. Заходишь, видишь эти  огромные своды и неописуемую красоту. Но при этом она не подавляет, сам себе не кажешься пигмеем. Здесь много людей ходят, смотрят, и воспринимается собор не как культовое сооружение...
Работает Андрей быстро, в основном от четырех до шести часов. Максимум – два дня. Потому что долго заниматься одним и тем же неинтересно.
– Никогда заранее не знаешь, чем закончится. Это всегда приключение. Начинаешь рисовать какой-то замысел, но видишь, что всё идет в другом направлении: краска течет иначе, я начинал в одном настроении, а у бумаги оно другое. Что делать? Надо ей помочь...
Трепетное отношение у автора к материалу, как к соавтору:
– Я всеядный, пытаюсь попробовать всё, до чего могут дотянуться руки. Единственная бумага, с которой не смог договориться, это фабриано. С учетом тяжелого материального состояния и себя лично, и в целом, пытаюсь подружиться с китайцами – с баухонгом. Хорошо, но она не белая, у нее есть неуловимый желтоватый оттенок, это неприятно...  
В конце мая чета Самолиновых собирается в Санкт-Петербург, в котором с того памятного 1984 года, свадебного путешествия, не бывали. Уже интересно, какой, несомненно особенный, гений места откроется в Северной Пальмире акварелисту? А пока, с самого начала пандемии, Самолиновы проживают в своем загородном доме между Самарой и Тольятти:
– Уехали на время, а остались, похоже, надолго, благо работа позволяет. Я езжу два раза в неделю в город, жена работает удаленно...

Надежда БИКУЛОВА

Полностью материал читайте в печатной версии «Вольного города»
Просмотров : 185
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 1...3, ветер 1 м/с
утро 3...5, ветер 3 м/с
Завтра
день 0...2, ветер 7 м/с
вечер 0...2, ветер 2 м/с