(16+) ВАЗ удалось спасти, но за год продажи упали почти вдвое
Город
(16+) ВАЗ удалось спасти, но за год продажи упали почти вдвое

инувший год для флагмана российского автопрома получился сложным. После того, как в 2021-м ВАЗ мучился из-за нехватки микрочипов (их производство в пандемию сильно сократилось), казалось, что хуже уже некуда, однако 2022-й принес новые проблемы, решать которые пришлось на самом высоком уровне. Вроде справились, не дали кризису развиваться, однако итоговые цифры всё равно вызывают тревогу.

Очень много потеряли

Уже через четыре для после начала специальной военной операции компания «Рено» остановила сборочную площадку в Москве, объясняя это тем, что комплектующие перестали поступать из-за усиления пограничных режимов в странах транзита и необходимостью смены логистических маршрутов. Вскоре и до тольяттинского завода дошла очередь: в апреле работников отправили в отпуск, в мае был простой с оплатой 2/3 от среднего заработка.
Лишь с 8 июня, когда французское руководство завода сменилось на российское, в четырехдневном режиме возобновился выпуск автомобилей «Гранта» в минимальной комплектации. У одних эта машина вызывала улыбку, у других – страх (не было антиблокировочной системы тормозов и подушек безопасности), ну а третьи отнеслись к происходящему с пониманием.
Правительство России старалось помогать ВАЗу, так что с осени ритм сборки заметно увеличился, однако наверстать упущенное оказалось невозможно. По сути, завод полноценно и без серьезных сбоев работал немногим более полугода, что, естественно, не могло не отразиться на итоговых цифрах.  
Тем не менее, предприятие не раз удостаивалось похвалы на федеральном уровне за умение выживать в кризис, а недавно даже получило премию «Компания будущего» за то, что благодаря грамотным управленческим решениям удалось сохранить многотысячный коллектив и в рекордные сроки перезапустить производство в шестидневном режиме. Вручавший статуэтку Владимир Познер отметил, что недавно был в Тольятти и поразился тому, какое значение имеет компания для региона.
– Благодарю всех работников за настоящий трудовой подвиг, – заявил президент ВАЗа Максим Соколов на пресс-конференции, посвященной итогам года. – Вместе мы смогли оперативно преодолеть сложнейшие кризисные явления. В 2023-м предстоит работа в обстановке сложнейших внешних вызовов, связанных с санкционным давлением.
Глобальными целями являются продолжение локализации ключевых деталей и компонентов, тщательная работа с поставщиками, настройка логистических цепочек. Задачи: запуск производства «Весты» в Тольятти, запуск производственных площадок в Ижевске и Санкт-Петербурге. ВАЗ приложит все усилия для обеспечения страны доступными автомобилями.

Доля на рынке – 28 процентов

Теперь о цифрах. По данным аналитического агентства «Автостат», за год российский авторынок упал на 58,7 процента – с полутора миллионов проданных машин до 626 тысяч. Это шестой показатель в Европе после Германии (4 миллиона 234 тысячи), Великобритании, Франции, Италии и Испании. По численности жителей эти страны значительно уступают России, однако там кризисные явления менее заметны, санкций нет, так что производство и покупательская активность гораздо выше.
На нашем рынке в минусе оказались все марки, кроме китайской «Джили», у которой рост на 8,4 процента и итоговое восьмое место – выше «Шкоды» и «Фольксвагена». Лидирует, естественно, ВАЗ. «Автостат», правда, указывает, что тольяттинское предприятие реализовало 174 688 машин под брендом «Лада», а пресс-служба завода – что 188 645.
Разница, как видите, не такая уж и маленькая, однако в данном случае, наверное, правильнее делать акцент на официальной информации. Доля на российском авторынке составляет 27,9 процента по итогам года, причем в осенние месяцы, когда продажи корейских и европейских марок упали, она поднималась до 40 процентов.
На втором и третьем местах – «КИА» (65 тысяч проданных машин) и «Хендэ» (54 тысячи), причем если ВАЗ по итогам года потерял в продажах чуть менее 50 процентов, то корейцы – 66-67. Еще хуже ситуация у идущей четвертой «Рено» (68 процентов), расположившейся на восьмой строчке «Тойоты» (70), а также упомянутых уже «Шкоды» (76) и «Фольксвагена» (77).
Комфортно чувствуют себя в первой десятке три китайских бренда – «Чери», «Хавал» и «Джили», в сумме продавшие 100 тысяч машин. Ни одна из этих марок пока не готова перехватить лидерство у ВАЗа, однако представители Поднебесной продолжают наращивать объемы, переманивая к себе тех, кто раньше был в восторге от новых «корейцев» и «японцев». Сложно предсказать, какой будет ситуация к концу этого года. Во всяком случае, два из трех китайских брендов вполне реально могут претендовать на то, чтобы быть в тройке лидеров по продажам.
Теперь отдельно по маркам. На первом месте «Гранта», ставшая главным и наиболее доступным автомобилем на российском рынке. Таких машин, по данным пресс-службы ВАЗа, продано 95 879, а «Автостат» указывает на 87 982 (минус 22 процента по сравнению с 2021 годом). Второй идет «Веста» с отставанием без малого в три раза и годовыми потерями в 71 процент. Далее «КИА Рио» (минус 69 процентов), «Нива Тревел» (минус 25) и китайский «Чери Тигго 7 Про», прибавивший в продажах сразу 55 процентов.
Впрочем, это не рекорд. К примеру, еще одна китайская модель – «Хавал Джолион», которую выпускают в Тульской области, прибавила за год сразу 95 процентов, достигнув отметки 17 447 реализованных машин. Автомобили, кстати, очень симпатичные, с хорошим дизайном, почти не уступающие с виду «корейцам» и «японцам». На тольяттинских дорогах они встречаются всё чаще.

О кредитах и прибыли

К сравнению цен наших машин и иномарок мы перейдем чуть позже, а пока еще немного статистики. Очень любопытно выглядят данные о рынке подержанных машин, которых за прошлый год продано почти в восемь раз больше, чем новых, – 4 миллиона 864 тысячи. Преимущество Волжского автозавода над ближайшими конкурентами здесь очень велико – 1,6 миллиона против 542 тысяч у «Тойоты» и 269 – у «Хендэ».
Получается, что на один проданный в 2022 году новый автомобиль «Лада» приходится примерно девять подержанных. Впрочем, едва ли это должно кого-то удивлять сегодня – не каждый может купить новую машину по нынешним ценам, да и дефицит на рынке по-прежнему ощущается.  
Самым популярным автомобилем с пробегом стал хэтчбек «Лада-2114», проданный в количестве 113 тысяч штук. Получается, что именно эта модель сейчас является самой популярной в стране как среди подержанных, так и среди новых (напомним, что у «Гранты» показатель – 95 тысяч).
«Четырнадцатая» сумела обойти лидировавший несколько лет «Форд Фокус» (у него показатель – 104 тысячи), а также корейские «Хендэ Солярис» (103), «КИА Рио» (100) и вазовскую «Приору» (97).  
Еще одна интересная информация касается прибыли ВАЗа по итогам прошлого года. Как сообщил «Автостат» со ссылкой на Максима Соколова, она составила 1,6 миллиарда рублей по МСФО (международный стандарт финансовой отчетности). Президент завода отметил, что эти деньги позволят уверенно развивать производственную программу и реализовывать планы, поставленные советом директоров.
Вместе с тем, по его словам, совокупная задолженность ВАЗа перед кредиторами (среди них ВТБ и Сбербанк) в 2022 году выросла примерно со 100 до 120 миллиардов рублей. Мало того, президент не исключил, что долг может вырасти, поскольку в конце года завод взял еще 5 миллиардов в фонде развития промышленности.
Раз уж коснулись банков, не лишним будет отметить, что в прошлом году ими было выдано более 715 миллиардов рублей физическим лицам на покупку транспортных средств. Наибольшей популярностью у клиентов пользовались автомобили марки «Лада», а самыми активными заемщиками были жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Цены у конкурентов

Теперь о ценах. Динамику по вазовским моделям мы представили в таблице (с ней вы можете ознакомиться в печатной версии газеты), правда, стоит обратить внимание на то, что в прошлом году многие из них выпускались в упрощенном варианте, что повлияло на небольшое понижение стоимости. Это касается почти всех «Грант» (кроме хэтчбека и учебной), а также трехдверной «Нивы Легенды» и более современной «Нивы Тревел». По сути, только эти машины и выпускались более-менее стабильно во второй половине 2022 года, а остальные, хоть и присутствуют в списке, давно являются дефицитом.
Самыми дорогими остаются «Веста» спорт и «Икс Рей» кросс, максимальная стоимость которых уже перевалила за 1,6 миллиона. Сколько они могут стоить с учетом дополнительного оборудования – сказать сложно (их еще попробуй найди), однако в течение года в соцсетях появлялись фотографии из разных автосалонов страны, где за «Весту» в престижной комплектации просили 2,5-2,7 миллиона рублей.
Кстати, появились несколько не упоминавшихся нами ранее коммерческих машин. К примеру, фургон «Нива» стоимостью от 1,1 до 1,5 миллиона. Есть варианты даже с рефрижератором.
Обратите внимание, что за два с половиной года некоторые модели выросли в цене почти в два раза. Зарплаты такими же темпами увеличиваются лишь у избранных россиян, которые едва ли будут покупать вазовскую продукцию. В общем, нужно что-то делать с доходами населения либо ценами, а то автопрому несладко будет жить, особенно если госпрограммы сокращать начнут.  
На официальном вазовском сайте есть раздел «Авто в наличии», где показывается, у каких дилеров и за сколько можно прямо сейчас приобрести машины. Так вот, есть «Гранты» от 710 тысяч рублей, классическая «Нива» от 800 и «Тревел» от 986 со скидкой.
А что же конкуренты? Начнем с той самой модели «Хавал Джолион», которая прибавила в продажах сразу 95 процентов. Она стоит от 1,8 до 2,3 миллиона рублей без дополнительных накруток.
Самая популярная иномарка прошлого года – «КИА Рио» – продается от 1,4 до 1,9 миллиона, а расположившаяся на пятом месте «Чери Тигго 7 Про» – от 2,1 до 2,3 миллиона со скидками и 2,6-2,8 – без них. В целом недешево для «китайца», однако машина тоже выглядит весьма привлекательно.
Есть еще две достаточно популярные модели «Хендэ»: «Солярис» (от 1,4 миллиона) и «Крета» (от 1,8). Вот с такими конкурентами и приходится иметь дело ВАЗу. Как видите, европейских моделей среди них нет совсем.

Русский дух пришел с Невы

Подводя итоги 2022-го, мы, естественно, не могли не вспомнить о ветеране ВАЗа и друге нашей газеты Юрии Целикове, интервью которого всегда набирают большое количество просмотров на сайте «Вольного города». В этот раз решили обойтись лишь несколькими вопросами, касающимися положения дел на заводе в прошлом году.
– Завод проявил чудеса выживания и достойно вышел из «реанимации». Могу поставить пять с плюсом новому руководству ВАЗа за почти восьмимесячный период по восстановлению ритмичной работы главных конвейеров, – подчеркнул Целиков.
– Почему такая высокая оценка, Юрий Кузьмич?
– 1. Удалось сохранить практически весь персонал основных рабочих. Привлекая помощь губернатора и добившись выделения средств от правительства России, смогли уже в летние месяцы организовать сборку автомобилей.
2. Осенью перешли на привычный режим полной рабочей недели, а на сборке даже вернулись к испытанному еще в советские времена графику со скользящими выходными в субботу.
3. Завершается перенос производства «Весты» из Ижевска для более полной загрузки мощностей ВАЗа в Тольятти. Знаю, что уже перенесены 500 единиц сварочного оборудования, более 6 тысяч единиц оснастки и приспособлений для окраски кузовов и так далее. Ждем выпуск опытно-промышленной партии уже в ближайшие дни.
4. Внедрили антикризисную «Гранту» и добились возврата поставки «климатической» комплектации. Кроме того, удалось наладить сборку трехдверной «Нивы», да и пятидверной с августа открыли дорогу возрождения!
– Какие перспективы у ВАЗа в этом году?
– Об этом президент Максим Соколов подробно рассказывал группе ветеранов на состоявшейся не так давно встрече в высотке. Он отметил, что мы еще в самом начале пути и важно сохранить положительную динамику.
Вот очень хорошая цитата: «Перед нами еще много преград и сложностей, но, как показывает история, трудные времена только закаляют вазовцев. И здесь пример – ветераны предприятия. Люди созидания, наполненные любовью и уважением к своему заводу, городу, родному Отечеству. Вы – настоящий ориентир для нас!»
Я расчувствовался и прямо сразу нарифмовал и зачитал:
Не будет наш завод пропащим,
поскольку ВАЗ стал МАКСИМально русскоговорящим!
Я напомнил ветеранам, что впервые за последние девять лет главный руководитель завода общается с нами без переводчика, прочитав еще одну рифмовку:
Надеюсь, согласитесь вы,
К нам русский дух пришел с Невы.
Есть вера – ВАЗ наш не зачахнет!
Тут русский дух и Русью пахнет!

– Что думаете по поводу натиска китайских автопроизводителей?
– Это будет большим стимулом для сохранения лидирующих позиций на авторынке, а также поиска сотрудничества в увеличении объемов поставок комплектующих для ВАЗа. Вспоминаю слова песни, которую мы пели школьниками более 60 лет тому назад: «Русский с китайцем – братья навек!» Вот надежда на братские отношения пока еще жива…

Тимур КАЛИНИН

Просмотров : 2481
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 8...10, ветер 7 м/с
ночь 6...8, ветер 4 м/с
Завтра
утро 5...7, ветер 4 м/с
день 7...9, ветер 4 м/с