(16+) О криминальном фильтре и не только о нем
Власть
(16+) О криминальном фильтре и не только о нем

На прошлой неделе Госдума приняла законопроект, ограничивающий право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления для осужденных по более чем 50 статьям Уголовного кодекса. В связи с этим мы обратились к нашему парламентскому эксперту с просьбой высказать свое мнение о мотивах и необходимости такого, а также некоторых других изменений избирательного законодательства.
В соответствии с указанным законопроектом вводится запрет на выдвижение кандидатом на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления для лиц, ранее осужденных за большое количество преступлений небольшой и средней тяжести. Запрет, или, как его называют журналисты, криминальный фильтр, будет действовать в течение 5 лет после погашения судимости, которое для этих преступлений наступает через 3 года после отбытия наказания. Прежде запрет действовал только по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса, по которым срок погашения судимости составляет соответственно 8 и 10 лет после отбытия наказания, а фильтр действует еще в течение 10 и 15 лет.
Теперь криминальным фильтром станет наличие судимости, например, за похищение человека, мошенничество, отмывание преступных доходов, незаконную добычу и оборот особо ценных животных и биоресурсов, уничтожение воинских захоронений, незаконное привлечение денежных средств граждан – участников долевого строительства, кражу, грабеж и за многие другие преступления.
В этом перечне содержатся и осужденные по «политическим статьям» Уголовного кодекса, таким как:
- неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Эту статью в прессе также называют «дадинской», по имени Ильдара Дадина, первого осужденного по ней;
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. По этой статье есть осужденные, например, критикующие российскую власть за присоединение Крыма, а также призывающие к созданию Республики Коми и Уральской республики;
- применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. По данной статье были осуждены несколько участников московских протестных акций в прошлом году;
- публичные призывы к экстремистской деятельности в интернете. По этой статье был осужден студент Высшей школы экономики Егор Жуков, который призывал граждан к участию в публичных акциях.
Вместе с тем, согласно статье 32 Конституции РФ, не имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления граждане, признанные недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  То есть избирательное право Конституцией ограничивается только для находящихся в местах лишения свободы, а не для всех осужденных.
Однако наша власть по-своему истолковала эту конституционную норму, приняв законы об ограничении избирательных прав граждан: сначала для совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а теперь – совершивших преступления небольшой и средней тяжести. К сожалению, с таким толкованием нормы согласился и Конституционный суд, обосновав это необходимостью «защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц».
Как мне представляется, ограничивая избирательные права граждан, осужденных по всем статьям Уголовного кодекса, власть оказывает недоверие народу. По ее мнению, российский народ не способен объективно оценить сущность кандидатов, их цели при стремлении в органы власти. Кроме того, это ограничение направлено на недопущение в органы власти авторитетных в народе, но оппозиционно настроенных лиц. Например, таких, как недавно арестованный красноярский крупный предприниматель и политик Анатолий Быков.
Что же касается ограничения избирательных прав граждан, осужденных по «политическим статьям» Уголовного кодекса, то в данном случае, думаю, всем понятно – власть таким способом ставит для них заслон для избрания в представительные органы.
Почему власть идет на такое ограничение? Вроде бы ей должно быть выгодно, чтобы активные оппозиционеры выступали в залах заседаний, а не на улицах и площадях. Для меня же очевидно – власть боится повышения возможностей у оппозиционно настроенных, как правило, молодых людей, по контролю ее деятельности.
Вообще, в российском законодательстве существуют несколько видов ограничений избирательных прав граждан в форме «политических фильтров». Во-первых, при избрании губернаторов – в виде сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований. В результате его действия власть допускает до выборов несколько кандидатов, в числе которых явным фаворитом является нужный ей кандидат. При этом осечки бывают очень редко.
Во-вторых, при избрании депутатов применяется фильтр в виде сбора подписей. При этом количество подписей установлено такое, что собрать их очень сложно. К тому же четких критериев чистоты оформления документов нет, в результате подписные листы неугодных кандидатов часто признаются недействительными.
Я на себе это испытал, когда в 2012 году выдвигался кандидатом в мэры Тольятти. Тогда моя команда подписи собрала, даже больше, чем требовалось, но часть из них признали недействительными. И я не был зарегистрирован в качестве кандидата.
Если же говорить о российских выборах в целом, то следует сказать и о других изменениях избирательного законодательства, а также о его состоянии, начиная с 1993 года, когда оно было принято. Так, в 90-е годы выборы проходили более демократично. Были прямые выборы губернаторов и мэров, при этом подавляющее большинство избираемых пользовались уважением населения. При выборах же депутатов для самовыдвиженцев   был предусмотрен залог или сбор подписей в количестве одного процента от числа избирателей. В результате выдвигаться на выборах могли практически все желающие.
С 2004 года ситуация с выборами только ухудшается. Началось все с отмены выборов губернаторов. В результате качество назначаемых губернаторов резко снизилось. В 2006 году отменили минимальный порог явки избирателей и строку в бюллетене «против всех». В 2007-м отменен избирательный залог. С этого же года выборы депутатов Госдумы стали проходить по партийным спискам, в результате снизилось и качество парламентариев. Правда, их качество уже было малозначимым, так как к этому времени вертикаль власти укрепилась, и Госдума стала полностью зависимой от исполнительных органов. 
А когда на выборах в 2011 году партия власти не набрала квалифицированного большинства, законодательство опять изменилось. С 2016-го выборы стали проходить снова по смешанной системе. Кроме того, требование о сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Госдумы и представительные органы власти субъектов повысилось до 3 процентов от количества избирателей. Даже 1 процент, который был в 1999 году, – много. Когда же требуется собрать 3 процента подписей, то это, на мой взгляд, «политический фильтр».  Действие этого фильтра на себе в прошлом году ощутили, например, выдвинувшиеся в депутаты московской городской думы оппозиционные политики, что и привело к массовым акциям протеста. И вот теперь расширен «криминальный фильтр». Кроме того, на прошлой неделе Госдумой принят законопроект о возможном голосовании на выборах по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Я перечислил основные изменения избирательного законодательства, которые привели к полному контролю над процессом различных выборов, чтобы не допустить в органы власти не угодных ей лиц, и прежде всего, оппозиционно настроенных. Если в 90 годы и в начале нулевых в этих целях применялись грубые способы в виде вброса бюллетеней, различных «каруселей», неправильного подсчета голосов, то в последние годы результат достигается, на мой взгляд, в основном манипулированием избирательным законодательством. И как показала практика, этот способ менее грубый, но более эффективный.

Анатолий ИВАНОВ, экс-депутат Госдумы от Тольятти трех созывов

Просмотров : 639
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 0...-2, ветер 0 м/с
ночь -3...-5, ветер 0 м/с
Завтра
утро -2...-4, ветер 2 м/с
день 5...7, ветер 3 м/с