Культура
(16+) Шекспир смеется над любовью
«Сон в летнюю ночь» поставлен на сцене театра «Колесо» в День театра, который отмечался  на прошлой неделе. Но вполне был бы актуален и в день Ивана Купалы, и в день Святого Валентина. И в День смеха, отмечаемый сегодня – 1 апреля. Конечно, ведь это же комедия!  
Странное дело, оказывается, именно комедий Уильямом Шекспиром написано больше, чем трагедий. Мы же, когда задумываемся о понятии «шекспировская любовь», вспоминаем нечто трагическое – утопленницу Офелию, невинную жертву мавра Дездемону. Ну, и повесть, что печальней всех на свете – о Ромео и Джульетте. Почему бы не посмеяться над любовью? Для этого как нельзя лучше подходит «Сон в летнюю ночь».
Осуществил постановку московский режиссер Карен Нерсисян, не скрывающий своего пристрастия к классике. Однако выбрал он одну из самых загадочных пьес, в которой великий драматург явно задался целью морочить и дурачить всех исследователей своего творчества. Они, например, не могут понять: почему в пьесе, написанной в качестве интермедии к свадьбе неких вельмож, такое основополагающее чувство, как любовь, выставлено нелепой причудой и блажью? И почему смешались здесь, «в лесу близ Афин» персонажи греческих мифов, овидиевских «Метаморфоз» и народных английских легенд?
Нерсисян, как и многие режиссеры до него, не стал разбираться с этими, скорее всего, нарочитыми нестыковками времени и места, он их только усугубил. Вместо декораций – наклонные помосты и ветикальные лестницы, только огромный светящийся шар символизирует луну (художник – также москвичка Ольга Лагеда). Одеяния актеров соответствуют не эпохе, а характеру персонажа. Эгей (народный артист России Виктор Дмитриев) у него в черном современном костюме, дочь его Гермия (Юлия Киреева) – в платье, напоминающем греческую тунику, мастеровой Пигва – доморощенный режиссер (Андрей Амшинский) – в гламурно завязанном шарфике и турецкой феске.    
Неизвестно почему решил пошалить Уильям Шекспир в конце 16-го века. Смешал в кучу влюбленных: тут и герцог афинский, обрученный с королевой амазонок, и две пары молодых особ, и королевская чета эльфов, утратившая, так сказать, свежесть чувств (ну, как люди, прямо!). Всю эту кашу сдобрил соком внушающей любовь травки дух-путанник Пэк (Артемий Кондрашов) – и понеслось!
Любовь зла – полюбишь и козла. В данном случае – осла. Сама королева эльфов Титания (Елена Радионова) влюбляется в тупого ремесленника Основу (Сергей Максимов), коему Пэк приспособил для пущего эффекта ослиную голову. Юные красавцы Лизандр (Ян Новиков) и Деметрий (Антон Иванов) в мгновение ока меняют объекты своей вселенской страсти: оба клянутся в любви сначала одной, потом другой, безжалостно обливая презрением обожествлявшуюся миг назад. Только объекты их переменчивых чувств, соперницы Елена (Зоя Останина) и Гермия (Юлия Киреева) остаются верны себе и неподвластны мороку колдовской ночи.  Значит, и Шекспир признавал, что женское сердце постояннее мужского?!
Все заканчивается хеппи-эндом в виде тройной свадьбы, к которой свою интермедию подготовил этакий самодеятельный театр. Труппу его составляют некие «афинские» ремесленники, возмечтавшие о вознаграждении от сановного молодожена в сумме шести пенсов. Самая что ни на есть афинская валюта...
Этот вот спектакль в спектакле, история влюбленных (опять-таки!) Пирама и Фисбы, изначально у Овидия очень печальная, разыгрываемая балбесами-мастеровыми, становится апогеем гротеска и вызывает хохот в зале. Актеры с радостью шалят, как будто у них капустник. Или праздник смеха. Или теряющий, как говорят, популярность день Святого Валентина.

Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 1289
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 11...13, ветер 5 м/с
вечер 6...8, ветер 0 м/с
Завтра
ночь 4...6, ветер 2 м/с
утро 10...12, ветер 4 м/с