Город
Юрий Целиков:Нет сомнений, «Рено-Ниссан» получит контрольный пакет акций ВАЗа

Наша очередная встреча с бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрием Целиковым была посвящена знаменательному событию: он проехал на своей «Калине» 160 тысяч 303 километра, что равно четырем оборотам вокруг Земли. Поздравив с этим знаменательным (причем не только для Кузьмича, но и для всего завода, ведь именно с его «Калины» 18 мая 2005 года начались розничные продажи этой модели) событием, мы по традиции задали несколько вопросов, касающихся настоящего и будущего АВТОВАЗа.
-- Юрий Кузьмич, если альянс «Рено-Ниссан» все же станет обладателем контрольного пакета акций АВТОВАЗа (о чем в последнее время много говорят), как это может отразиться на модельном ряде завода?
-- В том, что «Рено-Ниссан» получит контрольный пакет, нет сомнений. У Владимира Путина хорошие отношения с Николя Саркози, и они эту идею воплотят в жизнь. Понятно и то, что постепенно наши модели будут менять на французские. Ну какой же хозяин будет развивать чужое? Лучшее из вазовского оставят под маркой «Лада», но основу будут составлять модели альянса. Не думаю, что это произойдет быстро. К тому же, вмешалось землетрясение, от которого пострадали все японские концерны, в том числе «Ниссан».
-- Между тем в своем последнем интервью президент ВАЗа Игорь Комаров сказал, что в планах «Рено-Ниссан» -- введение семи новых моделей в течение ближайших трех лет…
-- При завершении четвертого оборота вокруг Земли я посетил «святую землю», где планировалось строительство завода двигателей и агрегатов, рядом с «GM-АВТОВАЗ». Так вот, когда планировали строительство (было это почти 6 лет назад), тоже говорили, что у нас будет 12 новых моделей. Сейчас там свалка. Конечно, Комаров серьезно отличается от Алешина и других своих предшественников. Во всяком случае, его обещания выполняются больше чем на 50 процентов. Однако, заявляя подобные вещи, нужно добавлять: «если не будет землетрясений, катастроф, ледникового периода или очередного экономического кризиса». Поэтому такие заявления -- лишь плановые мечты автозавода.
-- Раз уж заговорили о землетрясении. На ваш взгляд, сумеет ли российский автопром извлечь выгоду из-за событий в Японии, повлекших за собой не только остановку крупнейших заводов на островах, но и сбои в работе по всему миру?
-- Вопрос сформулирован некорректно. Ну какую выгоду можно извлечь из человеческой трагедии? Конечно, японцы заметно провалятся на рынке, появятся новые игроки, которые подгребут под себя часть освободившейся ниши. Если ВАЗ сумеет правильно сориентироваться, то, возможно, сможет увеличить продажи.
-- Возвращаясь к смене модельного ряда. Вашу любимую «Калину» планируют снять с производства, поставив вместо нее на конвейер «Гранту». Равноценная замена?
-- Не равноценная. Считаю, это поспешный, опрометчивый шаг, поскольку «Гранту» мы еще не видели, а «Калина» -- модель, в которой уже устранены почти все недостатки. Ее жизненный цикл -- восемь лет, а выпускают только шесть. Считаю, что рановато ее снимать с производства. Видимо, боятся, что «Калина» будет серьезным конкурентом «Гранте», поэтому освобождают нишу. Это называется «внутрикорпоративный каннибализм». Маркетинговый ход будет весьма неудачным. Команда маркетологов ВАЗа сегодня чрезвычайно слаба. Они и раньше часто не угадывали ситуацию на рынке, многократно вводя завод в ступор -- когда нужно было уменьшать программу выпуска, они рекомендовали увеличивать, и наоборот. Есть, конечно, в маркетинге отдельные толковые личности, но они заглядывают в рот высшему руководству, пытаются уловить желания начальства, что приводит к потерям на рынке.
-- В чем основные ошибки нынешнего руководства АВТОВАЗа во главе с Игорем Комаровым?
-- Чрезвычайно медленно восстанавливается доверие к руководству. Это связано с тем, что главные стратегические решения принимает не Комаров, а глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, который не компетентен в вопросах автопрома. В первую очередь это касается кадров. Характерный пример с Максимом Нагайцевым, которого Комаров назначил вице-президентом по маркетингу и продажам. Он не мог его не назначить, потому что это родственник Чемезова. В итоге Нагайцев не справился, как он не справился и будучи вице-президентом по развитию АВТОВАЗа. В результате дилерская сеть продолжала разрушаться. Сейчас у Комарова более агрессивная, компетентная в вопросах торговли команда. Правда, не в вопросах торговли автомобилями. Еще плохо то, что люди, руководящие заводом, демонстрируют временность своего пребывания в Тольятти. Если раньше вазовские менеджеры привозили сюда своих жен, детей и родителей, то нынешние так и продолжают управлять заводом вахтовым методом. Правда, надо заметить, что специалисты «Рено-Ниссан» в последнее время пытаются вить себе семейные гнезда в Тольятти. Рассказывают, что есть попытки приобретения иностранными специалистами квартир в Автозаводском районе и в коттеджных поселках. Для города и завода это благо. 
Еще Комаров заявил, что он в долгу перед ветеранами завода и налаживает с ними связь. Но мы особо этого не ощущаем. Он, конечно, встречается с элитными ветеранами (бывшими замами гендиректора, руководителями производств), но встречи эти кажутся популистскими. Он бы взял и собрал вазовцев, награжденных правительственными наградами, включая начальников цехов, мастеров, слесарей. Это действительно заслуженные люди, поскольку в СССР просто так никого не награждали. А в наше время различные коммерческие организации раздаривают ордена налево и направо. 
-- А передачу сборки внедорожника совместному предприятию «GM-АВТОВАЗ» вы считаете ошибкой (для читателей поясним, что речь идет не о «Шевроле-Ниве», а о простой, много лет собиравшейся на ВАЗе «Лада 4х4». -- Авт.)?
-- Да, считаю. Сначала отдали бренд «Нива», а теперь и сам автомобиль, который является самым перспективным из всех вазовских. Было заявлено, что сборку передают на  «GM-АВТОВАЗ», так как там передовые технологии, качество должно быть лучше, а у нас не хватает конструкторских служб для того, чтобы разработать новую «Ниву-3». Но все это лукавство -- лучше наших конструкторов в мире очень мало. Иностранцы -- специалисты по «4х4» для асфальта, а наш автомобиль был задуман для бездорожья. Нормальных дорог в России не будет еще очень долго (буквально через 20 минут после этих слов автомобиль Юрия Целикова влетел в большую яму, замаскированную лужей. Итог -- два пробитых колеса. -- Авт.). Вы посмотрите, иномарки сыплются на наших дорогах, да и наши тоже. Ремонтировать наши автомобили значительно дешевле.
-- Вы сказали, что Игорь Комаров не принимает окончательных решений по кадрам. Это упрек в адрес президента АВТОВАЗа или как?
-- Уточню: Комаров не принимает крупных, основополагающих кадровых решений. Их принимает Чемезов. Это не упрек, а сожаление, что президенту АВТОВАЗа не дают этого делать. Он повязан по рукам и ногам. Если бы их развязали… Вот Виктор Поляков был более самостоятельным. Ему доверяли в ЦК КПСС и правительстве, хотя, когда нужно было ставить на производство новые модели,  все равно главные решения принимала партия. Причем ни ЦК -- тогда, ни «Ростехнологии» -- сейчас, по большому счету, в автомобилестроении мало что понимали и понимают. То есть мы повторяем ошибки советских времен. Игорь Комаров -- весьма перспективный руководитель, и я не удивлюсь, если его в скором времени снова заберут в Москву, может, даже в правительство, как когда-то Владимира Каданникова -- по решению Бориса Ельцина. А может, он и Чемезова заменит в «Ростехнологиях».
-- В последнее время много говорят о том, что на АВТОВАЗ скоро начнут водить экскурсии. Ваше отношение к этому?
-- О посещении главного конвейера туристами говорят уже почти 40 лет. На экскурсии туда водили практически все делегации, приезжавшие в Тольятти. Лично я многих известных людей водил по конвейеру -- бардов, поэтов, композиторов. Сегодня можно все это делать за деньги и направлять эти средства на социальные нужды или на благотворительность. Можно сделать специальную галерею (чтобы не водить туристов по всему конвейеру), пускать специальные автобусы. Так делают во всем мире.
-- В продолжение темы экскурсий. Из недавнего разговора с директором технического музея ВАЗа стало понятно, что скоро завод перестанет спонсировать одну из крупнейших в стране экспозиций.
-- Над этим уже давно бьются. Были бы моложе мои товарищи -- они бы взялись за это дело. Но нам уже тяжело. Музей реально превратить в хороший бизнес-проект, но заниматься этим должны молодое поколение и сам город. Тут можно и продажу стрелкового оружия организовывать. Одно время «Союз Калашникова» хотел прибрать музей к рукам и назвать именем своего основателя, но название уже есть -- музей бывшего президента по развитию Константина Сахарова.
-- Недавно у миллиардера Михаила Прохорова спросили, поддерживает ли он стратегию развития АВТОВАЗа. Он с неким панибратством назвал Комарова по имени без отчества, подчеркнув, что они с ним знакомы еще по «Норильскому никелю».
-- Подобное панибратство мы с вами не так давно видели и от приезжавшего в Тольятти Бориса Немцова. Все понимают, что вазовская должность -- трамплин во власть, причем высокого уровня. Поэтому считают необходимым для себя подчеркнуть хорошие отношения с президентом АВТОВАЗа и лишний раз назвать его Игорем.
-- А негатива к Прохорову с его «Ё-мобилем» вы не испытываете?
-- Сначала эпиграмма:
Подожди, страна, немножко,
В автомоде новый стиль.
Будет рада бабка-Ёжка --
Вот он, новый «Ё-мобиль».
«Ё-мобиль» -- пиар-акция с элементами фантастики. Это же огромные затраты. Производители (дилетанты с большими деньгами и амбициями), не смогут удержаться в первоначально заявленной ценовой нише (сейчас заявляют, что машина будет стоить от 300 до 450 тысяч рублей. -- Авт.) -- она станет дороже в два-три раза. Низкая цена возможна только при поточно-массовом производстве. Хотя у меня нет сомнений в том, что нужно заниматься автомобилями с электрическими и гибридными двигателями. Это в любом случае шаг вперед. Как говорится, флаг им в руки и барабан на шею!
-- На ваш взгляд, можно ли считать 3 место Виталия Петрова в «Формуле-1» победой АВТОВАЗа только потому, что на болидах «Рено» размещен вазовский логотип?
-- Ну какая это победа АВТОВАЗа? За большие деньги можно купить кого угодно. Можно ли считать победу российского футбольного клуба, в котором 80 процентов игроков -- иностранцы, победой нашего спорта? Автомобиль-то -- «Рено»! Коэффициент полезного действия этой рекламной акции -- не более одной десятой.
-- Ну а если АВТОВАЗ использует этот успех Петрова? Например, пригласит его сняться в рекламе «Приоры» или «Гранты»…
-- И что это даст? Самая лучшая реклама АВТОВАЗу -- улучшить качество своих комплектующих и дать гарантию на 100 тысяч километров пробега (сейчас -- 60 тысяч).
-- Когда руководство завода вручало автомобиль «Калина» человеку, предложившему название для новой модели -- «Гранта», вы сказали, что это лишний шик. Сейчас будут вручать еще одну «Калину» жителю Нижегородской области -- победителю конкурса «Теплые истории». Ваше мнение на сей счет не изменилось?
-- Это были чрезвычайно полезные акции, но весьма расточительные. Можно все делать и за меньшие деньги.
-- Программа утилизации подержанных автомобилей теоретически может закончиться уже в нынешнем году. Если это произойдет, как дальше выживать заводу?
-- АВТОВАЗ уже немного поправил свое положение. Если не полезет он со своими ценами к заоблачным высотам, то рынок проглотит все наши объемы -- 700 тысяч автомобилей в год можно продавать и без этой программы. А с учетом того, что перед выборами президента активизируются денежные потоки, рынок подрастает, можно продать и 800 тысяч (вместе с «Рено» -- больше миллиона). Но если поднимут цены, то начнутся проблемы, и вновь придется падать в ноги правительству, прося продление программы утилизации. 
-- Дилеры тоже ожили?
-- Да, пока дышат. Программа утилизации и оживление рынка повлияли на объемы продаж. Везет сейчас нашему заводу, дилерам и вице-президенту по продажам. Кстати, ближайшая конференция дилеров намечалась в апреле в Турции. Это был бы первый случай, когда дилеры в таком солидном составе (более 300 человек) могли собраться за рубежом.
-- Могли бы?
-- Не исключено, что конференцию перенесут. Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров до сих пор внимательно следит за эффективностью затрат. Целесообразность сбора «затурканных» дилеров за рубежом весьма сомнительна.
-- Не много ли шика ехать в Турцию?
-- На сегодняшний день экономическая составляющая такова, что в Москве проводить конференции дороже, чем в Турции, если не вспоминать о самом экономичном варианте -- встрече в Тольятти, как было всегда.
-- Независимый профсоюз «Единство» оспаривает в суде колдоговор АВТОВАЗа, считая его пустым, лишенным льгот и заботы о коллективе. А возможны ли в такой сложный период подобная забота и существенное повышение зарплаты?
-- Людям нужно бороться за свои социальные льготы. Это ненормально, когда чиновникам платят в десятки раз больше денег, чем людям, стоящим у станков или плавильных печей. Ни к чему хорошему это не приведет. Наше государство провозглашает, что является социально направленным, а на самом деле это лукавство. Раньше Волжский автозавод, конечно, заметно отличался в этом плане от других (на балансе были детские сады, школы, спорт, наука, искусство). Сейчас почти все разрушили, сбросили на муниципалитет, у которого денег не хватает и никогда не хватит. К сожалению, то хорошее, что было в советском периоде, забывают, а вот плохое возвращается. Обнадеживает, что скоро новые выборы, в период которых власть начинает демонстрировать свою заботу о трудящихся. Будем жить очередной надеждой.

Беседовал Тимур КАЛИНИН

 

 

 

Просмотров : 2005
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 17...19, ветер 2 м/с
утро 24...26, ветер 2 м/с
Завтра
день 24...26, ветер 4 м/с
вечер 18...20, ветер 4 м/с