Истоки
Митрополит Иларион: Сотрудничество церкви с образованием принесет лишь пользу Создание сайтов под ключ заказать по выгодной цене создание, разработку сайта под ключ в Москве, Санкт-петербурге 5pls пять плюс. Круглый квадрат в стране треугольников понятие
Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Тольятти накануне подписания соглашения о сотрудничестве между общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия русской православной церкви и советом ректоров вузов Самарской области, которое состоялось вчера в столице губернии. Там же в театре оперы и балета  произошла премьера оратории  «Страсти по Матфею», автором которой является митрополит Иларион.
В нашем городе владыка Иларион побывал на месте строящегося Поволжского православного института и в православной классической гимназии.
В честь высокого гостя учащиеся подготовили концерт, где звучали церковные песнопения и произведения классики.
Митрополит подарил гимназии на память образ Симеона Нового Богослова, одного из великих святых православной церкви,  а  каждому из учащихся – маленькие иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» как напоминание о храме в Москве, настоятелем которого является.
Отвечая на вопрос журналистов о значении подписания  соглашения между церковью и представителями светского образования, владыка Иларион сказал:
-- Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – это высшее учебное заведение русской православной церкви, которое было создано по инициативе и благословению Святейшего Патриарха Кирилла на первом же заседании Священного синода после его избрания на патриарший престол. Сегодня аспирантура имеет соглашение  с целым рядом высших учебных заведений в России и зарубежных странах. Особенность соглашения, которое будет подписано 5 апреля в том, что нашим партнером является не один из вузов, а все высшие учебные заведения Самарской области, которые будут с нами сотрудничать.
Полагаю, это очень хорошо, и здесь есть чему поучиться другим областям и регионам. Не случайно именно в Самарской области создана межвузовская кафедра теологии, к которой подключаются все новые и новые вузы. Думаю, такой опыт надо всячески приветствовать. Там, где есть кафедра теологии, где священники общаются со студентами (это уже доказано опытом), повышается дисциплина учащихся, нравственность, меньше становится проблем, отравляющих жизнь нашей молодежи, связанных с наркоманией, алкогольной зависимостью, курением. Ничего, кроме пользы, сотрудничество церкви с системой образования принести не может. Тольятти и Самара, весь Самарский регион подают очень добрый пример всей стране.
-- Каковы ваши впечатления от посещения строительной  площадки Поволжского православного института?
-- Когда я приезжал в Тольятти в 2006 году, Поволжский православный институт существовал лишь в проекте. И вот сегодня я увидел уже его стены, возведенные на 70 процентов. Это очень радует, и в то же время очевидно, что очень многое предстоит сделать. Важно, чтобы и руководство области осознавало всю значимость этого проекта, имеющего большое значение для всей страны, потому что  подобных институтов в регионах еще нет. Лишь два таких учебных заведения есть в Москве. Думаю, если областное, городское руководство и ВАЗ, как градообразующее предприятие, объединят свои усилия и будут помогать этому проекту, мы увидим завершившееся строительство и, главное, людей, которые будут там учиться и в дальнейшем составлять духовную и интеллектуальную элиту нашей страны.
-- Как вы относитесь к активному использованию православной символики некоторыми кандидатами в последней предвыборной кампании?
-- Полагаю, что я недостаточно компетентен, чтобы комментировать перипетии предвыборной борьбы в Самарской области. С такими вопросами вам лучше обратиться к местному духовенству.
-- Ваша оратория «Страсти по Матфею» – это новаторская музыка или продолжение классических традиций? Какова была цель создания этого произведения?
-- Когда музыка пишется, то это, как правило, не имеет какой-то конкретной цели, так как она просто приходит в голову композитора. Идея же мне пришла, когда я еще был епископом Венским и Австрийским и управлял там будапештской кафедрой. В буквальном смысле слова она пришла ко мне, когда я сидел за рулем машины на пути в Будапешт.  Идея заключалась в том, чтобы, используя музыкальные средства, хор, оркестр и голоса солистов, перенести на сцену концертного зала атмосферу богослужений Страстной седмицы. Ведь в русской православной традиции никогда не было «Страстей». Мы знаем «Страсти по Матфею» Баха и некоторых других западных композиторов, а вот в православной традиции такого не было. У нас православные композиторы писали только для церкви, их музыка исполнялась лишь в храмах за очень редким исключением. А светские композиторы создавали лишь светскую музыку и за редчайшим исключением не касались духовных тем.
Вспомните сюжеты русских опер: либо романтические, либо исторические и бытовые, в них практически не встретишь религиозных сюжетов. И вот этот водораздел между миром церкви и миром культуры существовал, по крайней мере, со времен Петра I, особенно в советское время, когда такая стена воздвигалась искусственно. Сегодня же нет предпосылок для того, чтобы препятствие сохранялось, и мы, наоборот, можем видеть взаимопроникновение двух миров. Подобное соприкосновение всегда приносит добрые плоды. Для меня это был и миссионерский проект, потому что музыка – тот язык, который мы используем, в том числе для проповедей Евангелия. Так как я в какой-то степени умею пользоваться этим языком, мне хотелось передать при его помощи то, что не возможно передать словами.
-- В новом фильме Павла Лунгина «Дирижер», вышедшем на экраны в марте нынешнего года, звучит ваша оратория «Страсти по Матфею». Как вы оцениваете сочетание этой музыки с идеей фильма?
-- Я вообще верю в творческие содружества. В данном случае это было наше содружество с Павлом Лунгиным. Когда два творческих человека, работающих в совершенно разных областях, оказываются способны создать совместный проект, это само по себе хорошо даже вне зависимости от конечного результата. В отличие от обычной ситуации, когда сначала создается фильм, а потом под него пишется музыка, в данном случае было наоборот. Сначала была музыка, а фильм создавался уже под нее.
 Первоначальная моя идея заключалась в том, чтобы историю страстей Христовых проиллюстрировать видеорядом, построенном на средневековых фресках: сербских, византийских, древнерусских. Лунгин, прослушав музыку и вдохновившись ею, сказал, что не занимается документальным кино, а снимает художественные фильмы. Ему пришла идея вплести музыку в некий сюжет, основанный на бытовых историях людей. При этом фильм нельзя назвать в строгом смысле религиозным. Там нет прямого призыва ходить в церковь, нет красноречивого итога, когда бы все герои покаялись, исповедовались и пошли причащаться. Но Лунгин и не хотел этого делать потому, что, прежде всего, ставил перед собой задачу заставить зрителя задуматься о каких-то важных вопросах человеческой повседневной жизни. А религиозное измерение в этом фильме присутствует, прежде всего, в виде музыки и кадров Иерусалима. Все это заставляет человека задуматься о том, что является единым на потребу, о том, что является существом жизни, об ответственности за свои поступки. Это напоминание о том, что иные поступки могут иметь непоправимые последствия.
-- Каковы ваши пожелания православным тольяттинцам?
-- Православным тольяттинцам, как и жителям других городов, я напомнил бы очень простые слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное все приложится». Однажды одна знакомая журналистка задала мне непривычный вопрос: в чем смысл жизни? Обычно журналисты задают совсем иные вопросы. Например, будет ли встреча Патриарха с папой Римским, о прочих актуальных событиях. А такой вот вопрос прозвучал неожиданно. Хотя люди спрашивают священнослужителей об этом. Так вот Иисус Христос дал на него наиболее простой ответ. Многие думают, что Царствие Божие – это нечто такое, что человек обретет после смерти, да и то не каждый. Что это какая-то абстрактная идиллия, которую не встретишь в реальной жизни. А между тем Господь говорил, что Царствие Божие не где-то далеко, а среди нас. И я думаю, что задача каждого человека искать его здесь, в земной жизни. Полное единение с Богом – это причащение Святых Христовых Тайн. В этот момент мы не просто общаемся с Богом, находящимся где-то далеко, а соединяемся с Его телом и кровью. Это таинство и дано нам Им, чтобы мы очищали свою душу и созидали Царствие Божие, уже живя на этой Земле.
Но от нас требуются труд и усердие, и следует помнить, что ни один час нашей жизни не должны мы провести напрасно, потерять его. Многие люди тратят время и силы на то, чтобы заработать материальные блага, полагая, что без них счастье невозможно. А когда получают все это, понимают, что счастья как не было, так и нет. Потому что человек никогда не будет счастлив, если не чувствует Царствия Божия где-то в своем сердце. Это закон, который очень легко сформулировать, но трудно воплотить в жизнь.

Ольга ТАРАСОВА
Просмотров : 5566
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -4...-6, ветер 0 м/с
утро -2...-4, ветер 1 м/с
Завтра
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер -1...1, ветер 3 м/с