|
Бизнес
(16+) Лишь одна семья из 30 может позволить себе дорогую машину
На ВАЗе наконец-то официально подвели итоги прошлого года. Правда, многих тольяттинцев удивило, что посвященная этому пресс-конференция состоялась не в высотном здании на Южном шоссе, а в Москве, где Максим Соколов выступил с яркой презентацией и затем ответил на вопросы федеральных СМИ. Даже стало интересно, а каково соотношение общего рабочего времени, которое президент завода проводит в столице и нашем городе?
На ВАЗе работают 47 тысяч человек В интервью примерно 16-летней давности известный ветеран ВАЗа Юрий Целиков критиковал руководство (тогда заводом рулила команда Бориса Алешина) за то, что оно много времени проводит в Москве, оплачивая гостиницы, самолеты, услуги телохранителей и прочие расходы не из своего личного кармана. Можно ли сказать, что история повторяется? Решайте сами. С одной стороны, проведение пресс-конференции в столице дает повод сомневаться в том, что Тольятти остается центром отечественного автопрома. С другой, ВАЗ сейчас максимально приближен к Москве, сильно завися от решений, принимаемых правительством России и Центробанком. Кроме того, очень важным являются мнения именно федеральных СМИ, а также многочисленных блогеров, которые ходят по столичным автосалонам и выискивают недостатки у дорогих вазовских автомобилей. Конечно, обеспеченным газетам не составило бы труда отправить одного-двух сотрудников в командировку в Тольятти на пресс-конференцию Максима Соколова, однако, видимо, наступили такие времена, когда Магомет к горе не ходит… В своей речи президент ВАЗа отметил, что за год численность персонала увеличилась до 47 тысяч человек (имеются в виду все площадки, не только тольяттинская), а рост средней зарплаты по основным рабочим специальностям составил 34 процента. Кроме того, завод направил около 4 миллиардов рублей на выполнение коллективного договора и реализацию социальных программ. Что касается производства автомобилей, то оно выросло на 40 процентов – до 525 тысяч штук. Поступили в продажу 14 новых версий машин, а средний уровень локализации при сборке превысил 95 процентов. Компания полностью заместила поставки из недружественных стран. Продано за год 458 933 автомобиля (это на 30,2 процента больше, чем в 2023-м), притом что «Веста» установила рекорд (123 456) с момента своего запуска в производство в 2015 году. Самой востребованной у россиян остается «Гранта» (205 622). Кроме того, удалось реализовать 263 автомобиля новой модели «Аура», стоимость которой начинается от 2,6 миллиона рублей. У завода появилось на 21 дилера больше, а количество салонов по продаже машин достигло 338. Зачем держаться за старую «Ниву»? Озвучил Соколов и планы на 2025 год. Прежде всего, это запуск новой модели «Искра», а также спортивных версий «Нивы» и «Весты (уже на следующей неделе будет готова к производству машина с 6-ступенчатой коробкой передач). Также планируется освоение новых двигателей для внедорожников. Завод хочет инвестировать в производство 45 миллиардов рублей, притом что количество выпущенных за год автомобилей останется примерно таким же – 500 тысяч штук. В ходе пресс-конференции журналистам показали усовершенствованную спортивную «Ниву», правда, не все остались в восторге. К примеру, краснодарский журналист Юрий Крамаренко заявил, что не понимает, зачем ВАЗ как за спасительный трос держится за эту модель, выпускаемую с 1977 года: – С одной стороны, предприятие осваивает миллиарды. С другой, качество и ценник автомобилей оставляют желать лучшего. Если повышается локализация производства, оно должно становиться дешевле, как и продукция. А если это не так, то зачем нам вообще такой автопром? Не остался в стороне и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, сделавший вывод, что стильная «Нива» обойдется покупателям примерно в 1,6 миллиона рублей (официально стоимость пока не озвучивалась): – Мне кажется, что по этой цене можно найти варианты гораздо более проходимые и с достойными характеристиками. Если ВАЗ рассчитывает, что автомобиль станет новым стандартом спортивных внедорожников, то ему нужно работать не только над дизайном и мощностью, но и по-настоящему продвигать спорт в эту модель, а не просто вешать шильдик и надеяться, что покупатели не заметят. В общем, хоть и сэкономило руководство ВАЗа столичным журналистам деньги на поездку в Тольятти, некоторые из них всё равно остались недовольны увиденным и услышанным… Про ржавеющих «китайцев» Естественно, не обошел стороной Соколов и тему конкуренции с китайцами. Отмечено, что по итогам года доля ВАЗа на российском авторынке снизилась с 31 до 27 процентов, причем прежде всего из-за продолжающегося натиска со стороны производителей из Поднебесной. Совпадение или нет, но примерно в то же самое время в интернете появилось много публикаций на одну и ту же тему. Суть их в том, что некоторые китайские автомобили начинают ржаветь в России в течение первых двух лет. Это связано с климатом, так как машины поставляются без антикоррозийной обработки. Самыми недолговечными называют JAC, LiXiang, Lifan, Jetour и Dongfeng, а большинство других покрываются ржавчиной через 4-5 лет. Многие эксперты восприняли эту информацию как попытку дискредитировать китайские бренды, продолжающие успешно завоевывать Россию. В качестве контраргумента они приводят фотографии машин, которым по 5-6 лет, без всяких следов коррозии. В итоге специалисты пришли к выводу, что составить добросовестный рейтинг – задача невыполнимая хотя бы потому, что в России нет достоверной ремонтной статистики, которую в тех же Германии и США собирают мощные общественные организации автолюбителей. Кроме того, в число ржавеющих попали машины 16 марок, а ведь всего в России сейчас 52 автомобильных бренда из Китая. Ждут, что год будет трудным Пожалуй, ни у кого нет сомнений в том, что и 2025 год пройдет в жесткой конкуренции между ВАЗом и китайскими производителями. Может ли вмешаться кто-то еще? Вряд ли, хотя на бывшем заводе «Хендэ» в Санкт-Петербурге в 2024-м выпустили почти 22 тысячи «Солярисов», которые собирают из комплектующих, оставшихся после ухода южнокорейского производителя. От оригинальных «Хендэ» и «КИА» их отличают эмблемы в виде овальной литеры S, а цена стартует от 2 миллионов рублей. В целом же все специалисты сходятся во мнении, что наступивший год для авторынка будет хуже предыдущего. Уже по итогам января прогнозируется падение на 7-15 процентов (этот месяц никогда не считался лучшим для дорогих покупок), ну, а дальнейшая ситуация во многом будет зависеть от ценовой политики заводов. Ведь уже сейчас далеко не каждая российская семья может позволить себе новый автомобиль. К примеру, информационное агентство «РИА» составило рейтинг регионов по доступности таких покупок. В одной из колонок таблицы (cс ней вы можете ознакомиться в печатной версии «Вольного города») указан процент семей, которые могут позволить себе купить в кредит и содержать новый автомобиль за 1,2 миллиона рублей, а в другой – автомобиль стоимостью 2,9 миллиона. Аналитики пришли к выводу, что для большого количества семей покупка даже недорогой в текущих реалиях легковушки без значительных сбережений является труднореализуемой задачей. В одном рейтинге – 9-е, в другом – 38-е Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, следом за которым идут Магаданская область и Чукотка, выделяющиеся высокими зарплатами. Москва и Санкт-Петербург занимают шестое и десятое места соответственно, а вот Самарская область расположилась достаточно низко – на 38-й строчке. В нашем регионе недорогой автомобиль в кредит могут позволить себе лишь 13,8 процента, а дорогой – 3,5, то есть примерно одна семья из 30. Любопытно, что в общем рейтинге развития регионов по итогам прошлого года Самарская область располагается достаточно высоко – на 9 месте, после столицы, Санкт-Петербурга, Московской, Свердловской и Нижегородской областей, Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа и Краснодарского края. Вы спросите: почему возник такой диссонанс? Вроде бы общий рейтинг регионов учитывает всё: качество жизни, социально-экономическое положение, рынок труда, материальное благополучие населения… С большинством пунктов, необходимых для высокого рейтинга, в Самарской области полный порядок, однако купить себе новый автомобиль в кредит могут единицы. И это при том, что мы продолжаем сохранять за собой статус столицы отечественного автопрома. Получается, что всё у нас есть, кроме денег на дорогие покупки… Тимур КАЛИНИН Просмотров : 266
|
Погода в Тольятти
![]() день -9...-11, ветер 4 м/с вечер -10...-12, ветер 2 м/с ![]() ночь -10...-12, ветер 4 м/с утро -9...-11, ветер 7 м/с |