Город
Петр Золотарев: Олигархи нахапали! Теперь хотят обогащаться за счет рабочих

1 Мая в последние годы для многих стал просто праздником весны, а еще началом дачного сезона. Впрочем, есть и те, для кого этот день всегда будет связан с солидарностью трудящихся. Один из них -- руководитель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, с которым мы встретились накануне праздника. 
-- Петр Анатольевич, есть ли сейчас солидарность у трудящихся?

-- Для начала хочется напомнить, что 1 мая в 11.00 профсоюз «Единство» проведет традиционный митинг на пересечении улиц Революционной и Фрунзе. Первомай -- день, когда мы отдаем дань уважения людям, начинавшим борьбу за свои трудовые права,  в частности за 8-часовой рабочий день, который сейчас имеем. Мы вспоминаем погибших в 1886 году в борьбе с работодателями-беспредельщиками, которые есть и в нашей жизни. Солидарность -- слово нерусское, но оно включает в себя такие понятия, как сострадание, сочувствие, взаимная поддержка. Есть ли солидарность среди рабочих? Люди, даже проработавшие рядом много лет, часто не доверяют друг другу. Не верят, что товарищ готов к активным действиям, отстаивая свои права. Последние события в цехе 14/1 металлургического производства, где рабочие проводят «итальянскую» забастовку, показали, что люди объединены общей целью, но нет организованности и сплоченности -- того, что обеспечивает профсоюз. Надо иметь в виду, что недобросовестные руководители предприятий, бизнесмены, олигархи будут создавать жесткие условия для того, чтобы мы не объединились в одну организацию. Профсоюз АСМ (в этом случае слово «профсоюз» стоит писать в кавычках) -- организация, подконтрольная работодателю. Удивительно, все об этом знают и, тем не менее, состоят в нем. Мы проводили соцопрос среди рабочих АВТОВАЗа, в ходе которого большинство признало, что профсоюз должен быть независимым, таким, как «Единство». Однако на следующий вопрос: «Почему тогда не вступаете?», они ответили, что им администрация не разрешает. То есть рабочий хочет, чтобы все было и чтобы ему за это ничего не было. Так не бывает, к сожалению. Нужно быть готовыми к тому, что придется страдать.
-- Работники цеха 14/1 оказались к этому готовы?
-- Они уже почувствовали на себе «прелести» противостояния с администрацией. Почувствуют и другие, потому что прессинг усиливается, нагрузка увеличивается, интенсивность труда растет, причем не за счет техники и высоких технологий, а за счет физической нагрузки без увеличения заработной платы.
-- Вы начали с того, что Первомай -- день памяти тех, кто отстоял для всех нас восьмичасовой рабочий день. Между тем недавно миллиардер Михаил Прохоров предложил увеличить рабочую неделю с 40 до 60 часов. Народ воспринял это как плевок в свой адрес…
-- Во-первых, я не верю, что человек может стать миллиардером честно. Этот узкий круг людей разбогател, прибрав к рукам богатство, принадлежащее всему народу. Во-вторых, необходимо понять психологию олигарха: имея такой капитал, он будет постоянно стремиться к его приумножению. За счет чего? Если раньше, в период приватизации, можно было хапнуть и увеличить богатство, то сейчас только за счет рабочих, которые не сопротивляются. Им можно сказать: «Ты вчера одну операцию выполнял, а сегодня будешь две за ту же зарплату». И человек будет выполнять, лишь бы не выгнали с завода. Вот здесь и нужна солидарность, чтобы зарплата и условия труда отвечали интересам рабочих, а не миллиардеров. Аргументация сторонников увеличения рабочей недели такова: «Люди остаются сверхурочно, в выходные, то есть хотят больше работать. Надо дать им такую возможность». Не надо забывать, что они выходят сверхурочно потому, что у них очень низкий уровень заработной платы, а ведь нужно как-то кормить семью. В итоге люди в России умирают раньше, чем в других развитых странах, потому что работают больше, изнашиваются как физически, так и психологически.
-- На ваш взгляд, восьмичасовую рабочую неделю в ближайшие годы отстоять удастся?
-- Приведу пример из нашей борьбы. Был такой момент, когда на АВТОВАЗе хотели установить 9-часовой рабочий день в связи с тем, что спрос на автомобили увеличился. Руководители вместе с профсоюзом АСМ говорили, что надо на это согласиться. Мы были противниками, раздавали наклейки с надписями: «Не хочу работать по 9 часов!». А потом выяснилось, что даже экономически шаг по увеличению смены на час был бы невыгодным. То есть мы имели дело с людьми, не умеющими управлять производством.
-- Сейчас много говорят о том, что контрольный пакет акций АВТОВАЗа может перейти к концерну «Рено-Ниссан». Как это может сказаться на судьбе завода и вашего профсоюза в частности?
-- С иностранными предприятиями мы знакомы по «Джи-Эм» -- известной на весь мир антипрофсоюзной организацией. Пример: на совместном предприятии «GM-АВТОВАЗ» профсоюзная организация фактически раздавлена. На заводе «Джи-Эм авто» в Санкт-Петербурге ситуация схожая (там даже было покушение на представителя профсоюза Евгения Иванова). Относительно прихода «Рено-Ниссан» мы в профсоюзе «Единство» размышляли неоднократно. Какая разница: «Рено-Ниссан» или «Рособоронэкспорт»? Нас эксплуатируют по полной программе что те, что другие. Да, многие рабочие отмечают, что жестче стало с дисциплиной на АВТОВАЗе. Это хорошо, но тогда и объемы работы должны быть меньше. Сейчас они таковы, что качественно выполнять все, что навешано на работника, очень сложно. Вряд ли «Рено-Ниссан» будет сотрудничать с «Единством», потому что понимает: мы не дадим им свободно эксплуатировать рабочих. Хочется, чтобы наши дети, которые потом придут на завод, работали в человеческих условиях, а не по 12 часов в день, во вредных условиях труда и за низкую зарплату, как хотят олигархи.
-- Недавнее обращение профсоюза «Единство» в суд с требованием признать недействительным колдоговор АВТОВАЗа до 2013 года, получило широкий резонанс.
-- Мы и раньше спорили с администрацией, понимая, что нарушается право «Единства» на участие в заключении коллективного договора. По сути, нынешний колдоговор -- переписанный с небольшими отклонениями свод Трудового кодекса. Он не сбалансирован с точки зрения интересов работника и работодателя. В результате цены на продукты и на услуги ЖКХ, образования, медицины  растут, а зарплата не повышается. Если бы ее полностью проиндексировать, учитывая инфляцию начиная с 90-х годов, то она равнялась бы 100 тысячам рублей. Но этого никогда не будет, потому что так хочет руководитель, который, пользуясь поддержкой профсоюза АСМ, заключает выгодный колдоговор. Возникают конфликтные ситуации, схожие с той, которая имеет место в цехе 14/1. Там рабочих уже не устраивают слова администрации, что кризис и надо терпеть. Их семьи терпеть больше не могут. Это кризис не рабочих, а людей, ворочающих большими деньгами, и они должны что-то терять. А у нас получается, что на зарплате рабочим экономят, их увольняют по сокращению штатов, снижают льготы, зато вазовские менеджеры получают миллионы.
-- Как вы относитесь к тому, что работников дочерних предприятий «Реформинг-Центр» и «АВТОВАЗ-Перспектива» сейчас пытаются обучить бизнесу или уговорить переехать на заводы в Калугу и другие города?
-- Ну да, великое переселение народов. Считаю, что нужно создавать благоприятные условия. Почему человека не считают за человека? Согласился бы миллиардер Прохоров переехать в Калугу или Тихвин? Мы живем здесь своей культурой. К тому же, если собираются строить заводы в особой экономической зоне, почему бы не трудоустроить этих людей здесь?
-- В прошлом году вы отказались переходить в профсоюзную структуру, которую возглавил Анатолий Иванов. Ничего не изменилось за последнее время в этом плане?
-- Структура, которую возглавляет Анатолий Семенович -- Союз профсоюзов России (СПР), -- является членом Конфедерации труда России. Там же состоит и МПРА, к которому относится «Единство». Так что мы в одной общероссийской организации и действуем вместе.
-- Когда в 2009 году активисты «Единства» встречались сначала с областным министром промышленности Владиславом Капустиным, а потом с замом министра промышленности России Станиславом Наумовым, стало понятно, что власть признала профсоюз. После этого были  какие-то широкие жесты из Москвы?
-- В дальнейшем нас просто проинформировали о планах по стабилизации ситуации на АВТОВАЗе, чтобы профсоюз «Единство» больше не организовывал работников на протесты. Могли ли они поспособствовать, чтобы мы принимали участие в коллективных переговорах? В том же 2009 году в Тольятти приезжали три депутата Госдумы от «Единой России» во главе с Александром Хинштейном. Администрация президента России поручила им быть посредниками в соглашении между профсоюзом «Единство» и администрацией завода. Пригласили нас на эту встречу, за столом сидели президент ВАЗа Алешин, представители профсоюза АСМ. Меня, правда, за один стол с ними не посадили, ну да ладно. Я сказал, что менеджеры не должны получать такую зарплату (у Алешина тогда было 3,5 миллиона рублей в месяц), и предложил, чтобы представителей «Единства» включили в комиссию, которая будет проверять, как распределялись выделенные государством 25 миллиардов. Алешин предложил посодействовать включению в комиссию руководителя профсоюза АСМ Карагина. Это я к тому, что, несмотря на встречи с высокими гостями, дальнейшего признания профсоюза «Единство» не будет. Видимо, им выгодны конфликтные ситуации на производстве.
-- Дискриминация членов профсоюза «Единство» продолжается?
-- Недавно Генпрокуратура поручила опросить меня и членов профсоюза «Единство» о том, продолжается ли дискриминация на производстве. Мы подтвердили, что администрация по-прежнему вынуждает людей выходить из «Единства». Я направил обращение к президенту АВТОВАЗа Игорю Комарову, чтобы прекратилось преследование нашей активистки Ольги Бойко из опытно-промышленного производства. Она единственная там, кто получает 4 процента за профмастерство -- остальные больше. Далее. Надежда Аболымова -- председатель профкома СКП. Она не побоялась выйти из подполья, и сейчас ее преследуют, перемещают из одной бригады в другую, чтобы, делая незнакомую работу, допускала брак, -- за это можно уволить.
-- А как обстоят дела у профсоюза «Наше дело» на «Тольяттикаучуке»?
-- Замечательно! Активисты профсоюза «Наше дело» сделали уже много. На «Тольяттикаучуке» впервые в России признана дискриминация по профсоюзному признаку.
-- Признана кем?
-- Судом Центрального района. Правда, к ответственности директора не привлекли. Мне говорили, что в Москве даже было совещание российских и европейских судей, где рассматривался этот вопрос. Европейцы признались, что у них не было таких прецедентов, правда, там нет подобного нарушения прав.
-- Вы постоянно в борьбе. Как ко всему этому относится семья?
-- Конечно же, напряг. Это самопожертвование. Меня часто нет дома, а когда прихожу, то много разговариваю по телефону -- пытаюсь помочь кому-нибудь разобраться в проблемах. Психологически тяжело. Пришел человек с проблемой, я проникся ею и несу эти переживания домой.
-- Не за горами выборы мэра. У вас нет желания баллотироваться третий раз?
-- Если народу необходимо мое участие в выборах мэра, и он готов выдвинуть мою кандидатуру -- я пойду. Всегда советуюсь с товарищами, поскольку если начну предвыборную кампанию, то оторвусь от профсоюзной работы.
-- На ваш взгляд, нынешний мэр и его команда справляются с руководством городом?
-- По поводу Анатолия Пушкова я сразу сказал, что он человек команды под названием «Единая Россия». Ему оказывала поддержку власть, был обеспечен административный ресурс. Вообще, выборы-2008 были несвободными, применялись неприемлемые методы. Вспомните, один из кандидатов выполнял роль «киллера», от которого пострадал Сергей Андреев, да и мне пришлось отбиваться, тратя силы и время. Плюс не дали возможности вести агитационную работу. Все это было очень неприятно. Выборы за деньги противны не только мне. Думаю, именно по этой причине большинство тольяттинцев проигнорировали те выборы. Если говорить о проделанной Анатолием Пушковым работе… Конечно, хотелось бы лучше. Может, я не понимаю чего-то, но почему нельзя сделать внутриквартальные дороги? Лужи, снег, наледь. Это бич города. А в целом каких-то ярких событий в городе я не замечаю.
Беседовал Тимур КАЛИНИН

Просмотров : 2020
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 21...23, ветер 1 м/с
ночь 17...19, ветер 2 м/с
Завтра
утро 24...26, ветер 2 м/с
день 24...26, ветер 4 м/с