Право
(16+) Алло! Такси заказывали на Симферополь за 3200 рублей?
Одна из моих знакомых любит общаться с телефонными мошенниками, представляющимися сотрудниками различных банков. Они ее тоже любят и поэтому звонят не раз в год, как большинству других горожан, а чуть ли не каждую неделю, пытаясь под любым предлогом выманить деньги...

Наталья – женщина разведенная, много лет одна воспитывающая дочку. По выходным – дачные хлопоты в компании ребенка и собаки, ну а в будни – рутинная работа менеджером в компании, продающей стройматериалы. Вот такие компании.
Разговаривать с клиентами приходится достаточно много, однако, видимо, это не удовлетворяет Наташины потребности в общении. Она не только болтает вечерами по телефону с родственниками (иногда вместо того, чтобы с пятиклассницей позаниматься), но и с удовольствием слушает всяких специалистов колл-центров, пытающихся навязать ненужные услуги.
– Тебе заняться, что ли, больше нечем? – спросил я как-то у нее.
– А вдруг тариф какой-нибудь выгодный предложат для телефона и интернета? Сейчас же так много скидок, а мы о них почти ничего не знаем.
Женщина она вроде неглупая, с высшим образованием, но особенная в эмоциональном плане. Может расплакаться не только при просмотре душевного фильма, но и, например, из-за повышения курса доллара. В общем, немного переживаю за нее, особенно после того, как она начала рассказывать о своих разговорах с мошенниками…
– Мне всегда хотелось знать, каким образом они обманывают? – пояснила она мне, когда в очередной раз услышала вопрос, мол, делать, что ли, нечего? – Что нужно такого сказать, чтобы человек попался в эту нехитрую ловушку и начал доверять незнакомому собеседнику, почти как родному? Неужели фраза «Вас приветствует служба безопасности банка» действует, как дудка заклинателя на змею? Должно же быть объяснение, ведь люди взрослые и в большинстве своем разумные.
Первые разговоры с мошенниками получались короткими – буквально меньше минуты, после чего связь почему-то обрывалась. Возможно, это сотовый оператор ставит какие-то фильтры, срабатывающие при произнесении набора фраз типа: «служба безопасности», «назовите кодовое слово» и так далее.
Самое же «веселье» началось, когда Наталья оформила кредитную карту, позволяющую тратить деньги без процентов с условием возврата в течение 30 дней. Слили информацию сотрудники банка мошенникам или нет – неизвестно, однако именно после этого звонки участились. Сначала потревожила девушка, которая сообщила, что от имени клиента пришла заявка на смену телефонного номера, к которому привязана карта:
– У вас номер заканчивается на 6110, а в заявке указано, что хотите сменить на 3815. Вы знаете этот номер? Он Виктору Ивановичу принадлежит.
– Не знаю никакого Виктора Ивановича, – ответила Наташа, сбитая с толку тем, что среди мошенников и девушки бывают.
– Тогда я квалифицирую эти действия как мошеннические. Кроме того, несколько минут назад на ваш лицевой счет был оформлен кредит.
– Нет, я не оформляла кредит. У меня онлайн-собрание было в это время.
– А я откуда знаю, что у вас там было, – грубовато сказала звонившая.
Потом, правда, опомнилась и продолжила вежливым голосом:
– Значит, это точно мошенники. Мне нужны все ваши данные. Мы их спрячем в специальной программе, чтобы скрыть от других сотрудников банка, которые, возможно, помогают мошенникам.
– Хорошо, а что конкретно вы хотите знать?
– Во-первых, какой остаток на вашем счете…
Это сняло сомнения, поскольку сотрудники банка, во-первых, никогда не допустят грубых фраз в общении, а во-вторых, не станут вас спрашивать об остатке средств. Хотя бы потому, что сами его видят на экране монитора. Им доступна информация обо всех произведенных с помощью карты операциях, включая покупку хлеба в ближайшем магазине. Возможно, не каждый работник банка имеет доступ к такой информации, но при необходимости может ее запросить у коллег.
– Назовите вашу последнюю операцию по карте, – продолжала допытываться звонившая.
Наташа сказала, что это была покупка в магазине на такую-то сумму.
– А другие банковские карты у вас есть? Кредиты оформленные есть? Когда в последний раз вы брали кредит? – вопросы сыпались один за другим, не давая возможности осмыслить происходящее.
– Вам зачем всё это? – не выдержав, спросила Наташа. – Ну, брала я кредит 10 лет назад в другом банке. Вам-то какое дело до этого?
– Данные необходимы для службы безопасности. Будут проверять, действительно ли вы брали этот кредит.
– Бред какой-то. Я его давно выплатила. Вы меня специально запутываете, что ли?
– Девушка, я вам еще раз говорю: вся эта информация необходима для проверки службой безопасности.
Испугавшись дальнейших расспросов, Наталья бросила трубку, тем более что разговор длился уже 20 минут.
После этого ее почти каждый день стали тревожить люди, представляющиеся сотрудниками служб безопасности «Альфа-банка», «ВТБ» и «Сбера». Некоторые звонки отсекал телефон, квалифицировавший их как спам, однако мошенники проявляли находчивость и начинали использовать для связи мессенджеры: ватсап и вайбер. Суть разговоров примерно одна и та же – подозрительные действия с картой или попытка оформления кредита. Особенно запомнилась беседа с молодым человеком, представившимся Германом.
– На ваш единый лицевой счет взят кредит! – серьезным и даже немного торжественным тоном сообщил он.
– На какой счет?
– На единый, который привязан ко всем банкам. Теперь вам нужно взять второй кредит – потребительский на такую же сумму. После этого служба безопасности оба их обнулит.
– А почему один нельзя обнулить? – задала вполне логичный вопрос Наталья.
– Потому что он квалифицируется как мошеннический. У вас же единый лицевой счет. В этом случае лишь две заявки возможно обнулить.
Звучало всё это, как бред, однако собеседник говорил уверенно, объяснял какие-то нюансы, способные запутать человека, не разбирающегося в банковской системе. Почувствовав, что собеседница в небольшом смятении, Герман продолжил действовать:
– Поставьте меня на громкую связь и открывайте банковское приложение на телефоне. Буду вам говорить, что нужно делать. Открыли? Теперь жмите кнопку «Услуги». Видите там информацию о том, что на ваше имя взят кредит?
На самом деле в предложении высвечивается реклама, суть которой в том, что вам предварительно одобрена кредитная карта с лимитом до 200 тысяч рублей на 110 дней, для получения которой нужно обратиться в банк с паспортом. Если очень захотеть, действительно можно поверить, что это и есть тот самый кредит, взятый без вашего ведома, о котором говорит мошенник.
– Какая сумма там стоит? – спросил Герман.
– 200 тысяч.
– Вот видите, я же вам говорил. Давайте быстро заходите в раздел «Кредит онлайн».
– Что-то не грузится эта страница.
– Как так? Ладно, нажимайте кнопку «Кредитные карты». Будем сейчас ее оформлять. Какая сумма там доступна?
– 40 тысяч.
– Почему всего 40? Вы, наверное, что-то не то нажимаете.  
Говорили долго. Суть в том, что нужно было сначала взять кредит, а потом отправить эти деньги на счет мошенников. До этого, естественно, не дошло. В итоге Наташе надоело тратить время, и она повесила трубку. Через несколько секунд Герман перезвонил с претензиями:
– Вы зачем трубку вешаете?
– Не вешала я. Это связь прервалась.
– Я повторяю, вы зачем трубку бросили?
Разозлившись, моя знакомая послала своего собеседника куда подальше, используя не совсем приличные слова.
– Вы какое право имеете так меня называть? – возмутился Герман, понявший, что денег, видимо, не будет.  
– А можно встречный вопрос: вы в какой колонии и по какой статье сидите?
– Вы, Наталья, идите и словарь листайте! Там много культурных слов найдете вместо тех, которые сейчас употребляете.
Кстати, если у специалиста колл-центра сорвался звонок, перезванивать он вам не будет, поскольку его сразу же соединяют с другим, ожидающим своей очереди клиентом. В общем, серьезный прокол мошенника Германа.
Возможно, он разозлился, поскольку после этого случая начали звонить какие-то люди и говорить Наташе, что у них от нее пропущенный вызов. Такое ощущение, что номер вогнали в спам. А недавно часов в шесть утра Наталью разбудил телефонный звонок. Взяв трубку, она услышала грубоватый мужской голос:
– Алло, я вас жду у галереи!
– У какой галереи?
– У той самой, где мы с вами встретиться договорились.
– Да, а зачем?
– Чтобы в Симферополь ехать! Вы же сами бронировали два места, а теперь делаете вид, что не понимаете…
Первая мысль: опять мошенник какой-то звонит, однако в процессе разговора выяснилось, что это обычный водитель, который звонит из… Краснодара.
Не совсем понимая, что происходит, Наташа взяла телефон и открыла свой аккаунт (личную страницу) на сайте поиска попутчиков «едем.рф», где увидела, что кто-то от ее имени сделал заказ из Краснодара в Симферополь с оплатой 3200 рублей за двух пассажиров. Там же была переписка с водителем, в которой взломщик обговаривал детали поездки, а также время и место отправления.
Испугавшись, она проверила деньги на карте (к счастью, ничего не пропало) и поменяла пароль для входа на страничку. Однако это не помогло: в течение дня позвонили еще два водителя, с которыми она якобы должна была ехать из Евпатории в Краснодар и из Симферополя в Керчь.
– Да я в Самарской области нахожусь и никуда не собираюсь! – пыталась она объяснить водителям происходящее.
– Да? И как там погода у вас? Дождя нет? – заигрывающе спросил один из них, после чего попросил зайти на сайт и отменить поездку.  
Сложно сказать, того самого Германа это рук дело или нет, но в итоге аккаунт на сайте «едем.рф» пришлось удалить.
– Не злила бы ты лучше мошенников, – говорю ей во время последней нашей встречи. – Там все-таки люди в большинстве своем неглупые сидят. Даже если из колонии звонят, то наверняка имеют на воле поддержку в виде специалистов, способных взламывать телефонные базы и аккаунты.
– Да понимаю я. Это криминальная система, в которой крутятся большие деньги. Советую людям не тратить время на разговоры с такими «специалистами». Кстати, на самом деле расшевелить сотрудников колл-центра не так-то просто.
Был случай, когда у меня умерла тетка в Самаре, и мама со своей карты оплачивала услуги похоронной компании. Так один из ее платежей на крупную сумму банк заблокировал из-за подозрительности, потому что счет был оформлен не на организацию, а на агента – то есть частное лицо.
Так вот, ни один сотрудник колл-центра не позвонил по этому поводу. Пошли в банк ругаться (хоронить же человека надо, а деньги зависли), но всё равно полдня платеж продержали. Это к вопросу о том, насколько реально оперативное вмешательство сотрудников колл-центра в том случае, если у вас действительно возникли проблемы…

Илья ПРОСЕКИН
Просмотров : 2691
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с