(16+) Шлюзы проходит без истерики. Доплыть мечтает до Америки
Путешествия
(16+) Шлюзы проходит без истерики. Доплыть мечтает до Америки
Пару дней в Тольятти гостил 32-летний Данил Сухоруков из Нижнего Тагила, приплывший по Волге на самодельном плоту. Бросить средство передвижения на берегу он не решился, так что знакомство с городом ограничилось Итальянским пляжем, где ел, спал и общался с местными жителями, специально приехавшими, чтобы сфотографироваться с необычным путешественником. Ну а первое свое интервью на тольяттинском берегу уральский гость дал «Вольному городу».

Несмотря на то, что Тольятти удачно расположен географически, ему до сих пор не удалось стать одним из основных центров туризма на Волге. Пока ограничиваемся периодически останавливающимися в порту теплоходами да визитами путешественников-одиночек, которых в последние годы становится всё больше.
К примеру, прошлым летом у нас гостил слабовидящий житель Армавира Сергей Алексеев, который пешком направлялся в Иркутск. В нашем городе у него появился друг (один из сотрудников мэрии), к которому он периодически наведывается. Недавно вот останавливался проездом из Москвы, где ему наконец-то дали собаку-поводыря, подготовленную в специальной школе.
Что ж, возможно, и у Данила Сухорукова из Нижнего Тагила будет повод вернуться в Тольятти. Во всяком случае, встречали его здесь радушно: вместе пели песни, пили чай, играли на барабане и балалайке, которую путешественнику подарили в Ульяновске, где он делал предыдущую большую остановку. Но это всё было после того, как путешественник пообщался с представителем «Вольного города», встречавшим его на берегу.
– С прибытием в Тольятти, Данил! Я смотрю, народ на пляже уже начал искоса поглядывать на ваше плавсредство.
– С подозрением?
– Народ у нас добрый в основном, хотя не обижайтесь, если кто-то чудиком назовет. К примеру, когда в соцсетях появилась новость о вашем прибытии, сразу множество вопросов у людей возникло. Основные из них: это кем же надо работать, чтобы по три месяца по Волге путешествовать? А если бездельничает, то на что живет? Давайте, наверное, с этого и начнем беседу.
– За последние 10 лет я очень много путешествовал, хотя были промежутки, когда работал. Как я обычно говорю, нужно успевать совмещать необходимое с тем, чего душе хочется, не зависеть от формальных рамок. Идея совершить этот сплав возникла давно, но в марте понял, что сейчас именно то самое время – для реализации задуманного. За пару месяцев собрал деньги, после чего в течение двух недель построил плот.
О какой сумме идет речь?
– Примерно 200-250 тысяч рублей. Сейчас, правда, расходы небольшие. Основная часть провизии у меня с собой. В основном хлеб покупаю, лук, картофель, яйца, иногда красное полусладкое могу себе позволить.   
– Я смотрю, на плоту нет никакой рекламы. Неужели не было соблазна привлечь спонсоров?
– Поступило одно предложение, но очень невыгодное – за три тысячи рублей таскать рекламу… Мне зачем это надо?
– Сколько дней вы уже в пути?
– Два с половиной месяца. Стартовал в 90 километрах от Нижнего Тагила на реке Чусовой. Плот собирал дважды: сначала дома (нужно было пронумеровать детали, понять, что всё подходит), а потом на месте старта. Состоит он из рафтингового катамарана, который я купил, пола, тента и брусков, которые прикреплены на болтах и уголках. Достаточно надежно получилось.
– Шторм выдержит?
– Думаю, да. Я попадал на сильный ветер с волнами в Пермском крае, таскало нормально, однако перевернуть конструкцию очень сложно – для этого нужно ее поднять градусов на девяносто. А вот баллоны порвать вполне реально, если выбросит на берег с камнями или поваленным лесом. У меня был такой эпизод – чудом удалось вырулить в жесткой борьбе с сильным ветром. Зацепился за торчавшую березу и остановился.    
– Это единственное происшествие, которое случалось на маршруте?
– Еще штатив для телефона утопил и нож потерял – дал ребятам на берегу колбасу порезать и забыл про него. Жалко, хороший был.
– А бытовые сложности не напрягают? Например, частое разжигание костра, комары, поиск питьевой воды…
– У меня плитка газовая и баллон, так что прямо на плоту всё готовлю – не трачу время на костры. Средства от комаров покупаю, иногда люди из разных городов приносят и дарят – понимают, что необходимо человеку, путешествующему по реке. С водой вообще никаких проблем – постоянно родники на пути попадаются, а если нет, то спрашиваю у людей. Последний раз наполнял бутылки неподалеку отсюда – в селе Новодевичье Шигонского района.
– Сколько километров в день проходите?
– Нет четкой установки. Могу 10-20, а бывает, смотрю на берег и понимаю, что место красивое – надо причалить. В любом случае, половина пути до Каспия уже пройдена, так что сильно спешить пока поводов нет. Сейчас вот шлюзы пройду и, может быть, снова остановлюсь. У меня подруга приезжает из Нижнего Тагила – хочу ей места красивые показать.
Руки в каком состоянии после таких нагрузок?
– В нормальном. Спина больше устает.
– Спортивная подготовка есть у вас? Может быть, гребля или парусный спорт?
– Нет, только йогой занимался. Получается, что это первый водный опыт – учусь на собственных ошибках.
– Ночуете на берегу?
– Естественно. Правда, здесь на пляже палатку, наверное, ставить не буду. На плоту посплю.
– Рыбацкие принадлежности есть?
– Да, вон удочка лежит. Но вообще, я не рыбак, да и времени много на это уходит.
– А что? Бросил весла, сел с удочкой и наслаждайся тем, что река тебя несет…
– Редко бывает, когда река куда-то несет. Ветер почти не дует сзади, в основном боковой или встречный. Течение на больших водохранилищах минимальное, так что почти постоянно приходится держать в руках весла. Максимум, что можно позволить себе на воде – небольшое чаепитие.
– Новости по радио слушаете в дороге?
– Ни в коем случае. Посторонние голоса в таком путешествии нежелательны, и уж тем более, если они транслируют негативную информацию. Я также в соцсети стараюсь заходить по минимуму, пытаясь сохранять уединение.
– Попутчиков на борт принципиально не берете?
– Из Ульяновска и почти до самого Тольятти со мной путешествовали женщина-филолог и ее собака – такса. Мужественный и в какой-то степени отчаянный поступок, но думаю, что эти три дня вдохновят ее написать докторскую диссертацию по фольклористике. Но это, пожалуй, исключение. На постоянной основе никого не хочу с собой брать, потому что, во-первых, люблю одиночество, а во-вторых, с компаньоном могут возникнуть расхождения в любых вопросах: когда стартовать, в какой момент остановиться и так далее. А ведь в подобных путешествиях напряжение абсолютно не нужно – может всё разом посыпаться. Подобный опыт уже есть.
– В крупных городах бывало, что плот оставляли на берегу и уходили гулять?
– Да. Не думаю, что если я его сейчас привяжу, кто-то воровать полезет. Да и что брать-то? Ценную технику с собой беру, а пачки гречки не жалко. Сам плот далеко угнать не получится – слишком он медлительный. Хотя при всем этом стараюсь надолго его не оставлять без присмотра.
– Как вас пропускают через шлюзы?
– Подхожу, передаю по рации свои позывные, объясняю, что хочу спуститься вниз по реке. Меня пропускают как маломерное судно. Законом это запрещаться не может.
– Ждете, когда еще какое-то судно подойдет, или вас одного запускают в шлюзы?
– В Перми меня к катеру прицепили, а в Чайковском и Нижнекамске вообще одного шлюзовали. Но там, на Каме, особые условия: нужно предварительно подать заявку, а когда подходишь – ты уже есть в списке на пропуск. Передали по рации: проходите и цепляйтесь за рым. Только я это сделал, смотрю, а ворота уже закрылись, вода начала опускаться.
– Вообще, удивительно. У нас тут недавно даже переправу отменили на полуостров Копылово, мотивируя это особыми мерами безопасности вблизи шлюзов, а вы говорите, что можно просто так, на плоту…
– Во-первых, я к переправе отношения не имею. Если ее отменили, то, наверное, по распоряжению ФСБ или каких-то других структур. Во-вторых, о каждом проходе шлюзов снимаю видео, которое потом выкладываю в соцсетях. Возможно, сотрудники этих сооружений передают информацию обо мне друг другу или просто не хотят лишней огласки в случае отказа пропустить. Давайте не будем забывать, что река общая, каждый имеет право по ней спускаться. Никто же не спрашивал согласия жителей, когда строили эти шлюзы – перегородили реку, затопили много деревень… Понятно, что всё во благо делалось, однако это не повод, чтобы сейчас кого-то не пускать.
– Со спасателями нюансов не возникает?
– Подходят, интересуются наличием веревки с петлей и спасательного жилета. У меня всё это есть.
– А если бы не было?
– Не знаю. Возможно, это повод для административного протокола или даже буксировки плота на штрафстоянку.
– Как оцениваете состояние Волги?
– Зеленая (улыбается, – прим. авт.). На Каме такого нет, хотя я ее проходил в начале лета, так что сложно сравнивать. Здесь же цветение ощущается сильно, хотя бывает, что проснешься утром, а всю зелень унесло куда-то. Видимо, мигрирует она.
– После того как до Каспийского моря доберетесь, что делать станете?
– Еще добраться надо… Для себя решил, что в любом случае не остановлюсь, даже если придется плыть до тех пор, пока лед не встанет. Тормознуть может только катастрофа какая-нибудь… А вообще, у меня путешествия распланированы на семь лет вперед с финишем в Южной Америке. Так что скучать точно не буду.

Беседовал Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 158
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 4 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 5 м/с
вечер 10...12, ветер 0 м/с