Общество
(16+) Кто умнее: кошки или собаки?
Звери с человеческим лицом предстали в первой лекции проекта «Химия слова»

В среду в ДК «Тольяттиазот» состоялась первая лекция проекта «Химия слова». Перед началом его автор, заместитель генерального директора корпорации «Тольяттиазот» Юлия Петренко ответила на несколько вопросов «Вольного города».
– Юлия Владимировна, почему вы выбрали для проекта такое необычное название?
– Что такое химия? Это некое сочетание элементов, в результате которого рождается что-то новое, происходит какая-то реакция, одно вытекает из другого. Слово – такой же элемент, любая мысль, зароненная в мозг, вступает в реакцию с теми представлениями, что уже имеются у человека, и в результате рождается что-то новое. Слово – такой же химический элемент, только действует на интеллектуальном уровне.
– Следующая лекция будет посвящена литературе. По какой системе организуется очередность тем?
– У нас три направления. Первое – это научно-популярные лекции, биология, физика, химия и так далее. Второе направление – литература, потому что мы начинали с литературы в прошлом году, в этом решили не отказываться.  Читать лекции на сей раз будет один лектор, Леонид Клейн, который всем так понравился в предыдущем проекте. Цикл будет носить название «Русский канон», это тип литературы, который формирует некое русское сознание. 28 сентября цикл начнется с лекции о детской литературе «От Пушкина до Чуковского». Мы все начинаем воспринимать культуру с детства. Третье направление – человек и общество, психология человека, психология отношений. Логика проекта такая: одна лекция в месяц будет литературная, другая – не литературная. Получится две лекции в месяц, двадцать лекций за год.
– Предполагается, как в прошлом году, сочетание лекции и спектакля?
– Нет, потому что содержание лекций достаточно сложное. Нам в прошлом году не хватало времени на общение с лекторами, теперь мы не будем ограничивать их одним часом...
Открывшая проект Евгения Тимонова – автор первой в России научно-популярной передачи о биологии, эволюции, природе человека и его связи с животным миром с интригующим названием «Всё как у зверей». Названия видеоэпизодов интригуют не меньше: «Почему мы любим массаж и сплетни», «Чем это пахнет: эволюция обоняния», «Летающие лошади Пржевальского». Для первой лекции в ДК «Тольяттиазот» Евгения выбрала  тему «Есть ли у животных душа?», и перед ее началом мы долго любовались на слайд, изображающий тибетского монаха в обнимку с тигром. Выйдя на сцену, Тимонова после приветствия провела опрос.
– Поднимите руки, кто считает, что ответ на вопрос лекции – да? А кто считает наоборот?
Вторых оказалось лишь несколько в почти полном зале. Однако многие воздержались от голосования. Сзади я услышала задумчивый мужской голос:
– А есть ли душа у человека?
Из первого ряда мне удалось рассмотреть странный рисунок на джемпере Евгении. Это было сердце, но не в том слащаво-символическом виде, как рисуют на валентинках, а биологическое, со всеми перегородками и желудочками, и располагалось оно как раз напротив настоящего. И это символично. Потому что два часа лекции были посвящены не мистической субстанции, существование которой даже у человека для многих сомнительно, а совокупности поведенческих реакций – психологии, интеллекту братьев наших меньших.
– Изучение психики животных началось раньше, чем появилась психология, – удивила слушателей Евгения Валентиновна.
Далее начался рассказ о теории Дарвина:
– Теория эволюции видов основывается на том, что эмоции людей и животных имеют общее происхождение.
Таким образом, уже сразу Евгения ответила на вопрос лекции.
– Если у животных есть аналогичные человеческим органы, это доказывает, что у них есть и душа, то есть психика. «Психе» – душа по-гречески.
Но этим доказательством тема не исчерпалась, Тимонова рассказывала об удивительных способностях разных видов животных, показывала видео, очень тонко острила, а в какой-то момент расчувствовалась чуть ли не до слез, тут же подшутив над собой и посетовав:
– Растрогали меня чертовы приматы!
Ну да, разумеется, приматы – лидеры интеллектуального соревнования видов, независимым рефери которого считает себя человек. Кстати, совершенно напрасно.
– Как вы думаете, кто умнее – кошки или собаки? – спросила лектор.
Конечно, большинство было за собак. Любители кошек, полагаю, спорить не стали, так как их предположения и подтвердила Евгения:
– Как мы можем сравнивать разные виды? Даже интеллект двух человек сложно сравнивать.
Очеловечивая животных, Евгения говорила, например, следующее:
– Медведь не выражает эмоции, потому что он не социален, ему их некому демонстрировать. Он с одним и тем же лицом может подойти к вам, и чтобы поиграть, и чтобы убить.
Она так и сказала: с лицом!
А в конце дважды оговорилась, как по Фрейду, повторив одну и ту же фразу:
– Единственное, что отличает нас от людей, – это язык.
Да и языком-то, оказывается, человекообразные обезьяны не владеют только потому, что у них гортань не приспособлена. Тем не менее, когда экспериментаторы обучили нескольких особей жестовому языку глухонемых, один шимпанзе на вопрос «кто ты такой?» уверенно заявил, что он, мол, человек!
Удивительно тепло принял зал первого лектора. Даже когда Евгения запуталась в ноутбуке и не знала, как вернуться к просмотру слайдов, ей крикнули из зала:
– Третья кнопка справа!
А когда она спросила, что за порода у собаки на экране и чем она особенна, из зала тут же ответили:
– Это бордер-колли, самая умная собака!
Сюжет про Чейси сильно впечатлил. У нее сотни мягких игрушек, и она знает все их по именам. Экспериментатор принес и спрятал игрушечную копию ученого, а потом попросил собаку ее принести, хотя та никогда не видела куклу и не слышала слова «Дарвин». Надо было видеть недоуменное выражение собачьего «лица», когда подопытная услышала незнакомое слово. Она, конечно, долго раздумывала и сомневалась, но в итоге с торжествующим видом принесла именно то, что требовалось, доказав, что способна к логическому мышлению.
Рассмешил сюжет про капуцина, которого обидели тем, что в награду за требуемое действие ему постоянно давали кусочек огурца вместо виноградины, как его соседу. Уязвленный совершенно по-человечески, примат бушевал и кидался несладким овощем. 
Лекция получилась очень насыщенная – не только примерами проявления интеллекта и эмоциональности животных, но еще и именами ученых, научными терминами. Это сильно отличает новый проект от предыдущего и предполагает несколько другую нейрохимическую реакцию. Вместо книжных полок, как в прошлый раз, придется лезть в интернет, чтобы разбираться дальше, а заодно и посмотреть хотя бы несколько выпусков программы «Всё как у зверей». Одно ясно: животные ничуть не хуже нас, не глупее, во всяком случае. Интеллект – всего лишь инструмент выживания, и сами мы не настолько умны, чтобы оценивать его у них.

Лекцию слушала
Надежда БИКУЛОВА

36 (1164) 15.09.17
Просмотров : 3070
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 2 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 11...13, ветер 1 м/с