Город
От темповых годов к сонной депрессии

Вчера был день памяти Полякова. Виктор Николаевич сыграл в моей жизни немалую роль, так что помню о нем не только по определению, но и по долгу благодарности личной.
Для Тольятти же это фигура легендарная, без преувеличения. С него -- как главного строителя и вдохновителя ВАЗа --  началась слава Тольятти, в одночасье превратившегося из заштатного провинциального городка в автомобильный центр мирового уровня.
Судите сами: я приехал в Ставрополь-на-Волге в 1962 году. И хотя здесь уже вовсю шло строительство АТЗ, химзавода, работал «Волгоцеммаш», население города составляло около 85 тысяч человек. Мы, молодежь, гуляли по своему Бродвею: отрезок улицы Мира  от  Карла Маркса до ВНИИцеммаша. Еще не был открыт ныне многострадальный кинотеатр «Космос». Соперничали две школы -- № 25 и 17. Можете себе представить этот «пятачок», казавшийся нам гигантским. Как-никак центр города, где проходила интересная бурная жизнь.
Минуло всего четыре года выходит постановление ЦК КПСС (кто из молодых помнит, что это такое?) и Совета министров СССР о строительстве в Тольятти автомобильного завода. И жизнь закрутилась, забурлила. Уже через месяц в Тольятти приезжает генсек компартии Италии Луиджи Лонго. Через два месяца создана дирекция ВАЗа, и ЦК ВЛКСМ предлагает направить на строительство 8 тысяч молодых специалистов и квалифицированных рабочих в порядке общественного призыва. Сегодня палкой не загонишь. Таких темпов и такого энтузиазма невозможно представить. Как в песне, «не повторяется такое никогда». Время  подобно пружине: строятся дороги, первое здание Автограда -- столовая на 250 мест, открыт факультет автомобилестроения в политехе. Начато строительство КВЦ, сдан первый дом для автостроителей. Все это и еще очень много чего -- за полгода. Это вам не нынешняя сонная депрессивная жизнь, когда документ о стратегии развития города мусолят невесть сколько и ничего толкового родить не могут. Тогда люди жили, сегодня -- устраивают жизнь. Вот о чем надо говорить на Дне города. Конечно, ехали в Тольятти и те, кто надеялся на неведомую, но желанную жизнь, как в Европе. Ходили слухи, что строителям ВАЗа будут давать бесплатно автомобиль и зарплату еженедельно в конвертах. Были еще и спецы, которых влекли новейшие технические достижения, зарубежные командировки и перспектива быстрой карьеры. Поэтому так много оказалось в Тольятти автостроителей из Горького, Ульяновска, Минска, Ярославля, даже с самарского авиазавода.
Сейчас из Тольятти преимущественно уезжают. И, наверное, почти никто не приезжает, особенно на ВАЗ, -- своих девать некуда. А тогда первой на строительство ВАЗа прибыла группа добровольцев по комсомольским путевкам. Из Рязани, кстати. Из такого старинного красивого города, 300 километров от Москвы, и поехали. Добровольно, между прочим. О комплектовании и подготовке кадров для ВАЗа был отдельный приказ министра. Через два месяца после этого был принят генплан развития застройки и благоустройства Тольятти на 25-30 лет. Пишу об этом -- и не верится, потому что знаю, что случилось через эти самые 25 лет: гайдаровская «шоковая терапия», бандиты в детских песочницах. А ведь мечтали о городе-эталоне. Получили дурную кличку моногорода,  с которым не знаем, что делать.
В те годы не только знали, но и реально стремились в будущее. Покажите сегодняшним поколениям хронику тех лет. Взбодрите их, адреналинчик покруче брейк-данса. Но в то время жили чаще не экстримом, а смыслом жизни. И это не пафос, так были воспитаны. Впрочем, о мерах надо говорить отдельно, главное  в другом. Буквально через пять лет после начала строительства ВАЗа только в Автограде уже проживало больше ста тысяч жителей. Это больше, чем за 230 лет исторического существования Ставрополя -- Тольятти. То были темповые годы. Тольятти привлекал, Тольятти обещал, Тольятти давал надежду. Вернем ли мы ему былую славу?   
    

Сергей ДЬЧКОВ,

почетный гражданин Тольятти

Просмотров : 3880
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -4...-6, ветер 0 м/с
утро -2...-4, ветер 1 м/с
Завтра
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер -1...1, ветер 3 м/с