Игорь Богданов: выборы ректора ТГУ не являются исключительно внутренним делом коллектива
Персоны
Игорь Богданов: выборы ректора ТГУ не являются исключительно внутренним делом коллектива

Сегодня наш собеседник - президент Тольяттинской академии управления (ТАУ), кандидат психологических наук, заслуженный работник науки и образования Игорь Богданов. В последнее время к нему приковано внимание, поскольку Игорь Владимирович - один из реальных кандидатов на пост ректора Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
- Игорь Владимирович, почему вы участвуете в выборах? Вы известный в городе человек, возглавляете успешный вуз. Мы говорим «академия», а подразумеваем «Богданов», и наоборот. Все стабильно, престижно, эффективно. И вдруг - слухи в интернете, заказные публикации в СМИ, любопытные взгляды коллег. Вам это надо? Только не обижайтесь.
- Знаете, подобные вопросы возникают и у сотрудников ТГУ, и у коллектива ТАУ. Какие могут быть обиды? Тут важна позиция.
Я считаю, что ТГУ - это не просто вуз, это основной вуз города. И его история, и его нынешний, достигнутый всего за 8 лет, высокий статус доказывают, что именно в ТГУ сосредоточен основной интеллектуальный потенциал нашего города. Перспектива города зависит от эффективности работы базового университета, поэтому выборы ректора не являются исключительно внутренним делом коллектива ТГУ.
С начала 1990-х годов, параллельно с созданием Тольяттинской академии управления, я участвовал в работах по проектированию развития городской системы образования и формированию единого университетского центра. В результате этих работ в 2001 году был организован Тольяттинский государственный университет, а в 2004-м - городской образовательный консорциум. Туда вместе с ТГУ вошли академия управления и политехнический колледж. В рамках работ консорциума в ТГУ из ТАУ был передан ряд инновационных образовательных и управленческих технологий, с успехом внедренных в деятельность университета. Ряд выпускников и специалистов, прошедших школу инновационной деятельности в ТАУ,  в настоящее время занимает ключевые позиции в ТГУ. С 2008 года эта линия взаимодействия и кооперации продолжается в проекте ассоциации вузов автомобилестроительного кластера.
В преддверии выборов я ставлю перед собой две задачи. Первая - максимум, то есть выиграть выборы и реализовать предлагаемую программу. Вторая -- минимум. Это представить коллективу ТГУ свое видение перспектив (взгляд не изнутри вуза, а извне - со стороны его места и роли в развитии города)  и в дальнейшем организовать сотрудничество с ТГУ в любых взаимоприемлемых формах.
Коллектив ТГУ на предстоящей конференции должен выбрать не только программу развития, но и руководителя, адекватного этой программе. Согласитесь, программа и кандидат - не всегда одно и то же.
- Кстати, о программах. Ваши соперники по выборам часто грешат популизмом?
- Возьму для примера только два тезиса. Повышение зарплаты в полтора раза - это популизм. В условиях мирового кризиса и стагнации российской экономики можно достигнуть только путем массовых сокращений персонала и перераспределения функций между оставшимися сотрудниками (в частности, путем увеличения нагрузки, как минимум, в те же полтора раза, если не в разы больше).
Связь «наука – образование» без ориентации на потребности экономики (действующего бизнеса в ведущих кластерах) является внутренним делом вуза и ни к чему не ведет -- ни к получению заказов, ни к увеличению доходов от НИОКР, ни к практической связи с работодателями. Эта связка (по аналогии с ведущими мировыми университетами) должна быть устроена трояко: наука – образование – бизнес.
Итак, моя позиция в программе развития ТГУ: не сиюминутные и ничем не подкрепленные обещания, а тяжелая совместная работа по выходу из кризиса и решению сложных внешних задач.
- В ваш адрес часто звучат упреки, что превратили образование в бизнес. Это связано с высокой стоимостью обучения в академии. Должны ли студенты ТГУ готовиться к росту стоимости обучения?
- По поводу платности и бесплатности образования. В России бесплатного образования нет. Вопрос только в том, кто платит. Любой бюджетный вуз живет и работает на деньги налогоплательщиков, то есть каждый житель нашего города, независимо от того, учатся в этом вузе его дети или нет, внес свою лепту в существование вуза, заплатив налоги, поэтому каждый государственный вуз должен нести  ответственность перед обществом, его гражданами за использование бюджетных средств.
Отсюда возникают и очень конкретные вопросы к крупнейшему городскому вузу:
а) как университет обеспечивает реальные потребности школ города в квалифицированных и молодых педагогах, кто будет работать в школах через 10-15-20 лет?
б) как университет планирует поддерживать кадрами и разработку инновационную экономику России («Стратегия-2020»)?
в) станет ли ТГУ центром городской образовательной инфраструктуры, обеспечивающим согласованную работу всех уровней образования?
- На что вы опираетесь и как представляете систему образования города в будущем?
- У меня есть личный опыт создания успешного инновационного образовательного учреждения - Тольяттинской академии управления. ТАУ была, есть и будет, даже если и никогда не станет пользоваться всеобщей любовью, особенно у консервативной части образовательного сообщества. Если про наш маленький вуз идет столько разговоров различного толка, значит, мы многого добились.
- Резонно.
- Создание ТАУ стало общим делом работающего в нем коллектива. Шесть процентов в год наших выпускников занимают топ-позиции в корпорациях и структурах власти, и это уровень лучшей мировой практики. Таких результатов мы достигли только благодаря тому, что коллектив ТАУ - это единая команда, работающая на достижение общих целей. И хотя наш путь не усыпан розами и бюджетными доходами и вся наша работа построена на конфликтах и столкновениях с оппонентами, но в итоге мы стремимся действовать на перспективу, работать на будущее и делать свое дело лучше, чем другие. Нас часто критикуют за непомерные амбиции, но при этом забывают упомянуть, что за этими амбициями стоит готовность меняться самим и менять свою деятельность, адекватно реагируя на вызовы времени.
У меня есть опыт 18-летнего руководства ТАУ, и я буду делать это и дальше, если мне доверят учредители и коллектив. Это -- мое собственное дело, которое невозможно бросить, оставить или просто забыть.
Для меня система образования города уже давно представляется как единое целое, а не как конгломерат отдельных «удельных княжеств». Не важно, в каких организационных формах будет достигнуто это единство, какова станет система управления таким объединением. В общей политике государства по отношению к вузам намечено несколько решений для соорганизации их работы. Это создание крупнейших федеральных университетов, межвузовских совместных программ и различные целевые ассоциации (подобно проекту Приволжского кластерного университета «Автомобилестроение»). Для решения задачи объединения городских образовательных ресурсов я готов работать на любой позиции.
Работу в ТГУ я рассматриваю как государственную службу, отмеренную сроком избрания -- 5 лет. Именно  за этот период должны быть достигнуты конкретные, измеримые и ощутимые результаты работы руководителя университета.
Стартовая ситуация крайне сложная по целому ряду параметров. Это и демографическая волна, резко сократившая число потенциальных абитуриентов вузов, и кризисное падение уровня жизни населения, и предполагаемое снижение уровня бюджетного финансирования. С другой стороны, именно такая ситуация позволяет строить антикризисную программу развития. Программу системных и  целенаправленных действий, ориентированных не только и не столько на сегодняшний день и сиюминутные потребности, сколько на стратегическую перспективу.
- Что надо делать и как вы будете действовать?
- Во-первых, надо обозначить перспективу, ориентир, к которому мы должны стремиться. ТГУ должен через 10-15-20 лет  стать современным инновационным университетским центром. Именно инновации являются драйверами экономического роста и развития конкурентоспособных стран. Университет должен стать одним из ведущих региональных вузов страны, обеспечивающих качественную профессиональную и практическую подготовку специалистов для инновационного развития страны в соответствии со стратегией развития России до 2020 года.
В качестве образца я ориентируюсь на мировой опыт (университет Стэнфорда) и лучшие отечественные образцы перспективных вузов (проект Уральского федерального университета). Модель современного университетского центра имеет три неотъемлемые составляющие:  наука - образование - бизнес. Такая  модель движет и науку, и образовательный процесс к  передовому фронту развития современных технических устройств и различных технологий. Университет должен обеспечить кадры для будущего, потому что кадры для настоящего делаются вне университетов.
Для реализации этой модели внутри университета должны быть сформированы  школы, обеспечивающие многоуровневую подготовку инновационно ориентированных специалистов в приоритетных и прорывных областях техники и технологий.  Такие школы должны быть созданы как  на базе имеющих многолетние традиции научно-образовательных структур (инженерная, с целым рядом самостоятельных направлений - на базе инженерно-технических учебных подразделений, педагогическая - на базе педагогического факультета), так и на основе формирующихся институтов и факультетов (гуманитарная, правовая, экономико-управленческая и другие). Тут важно определить ключевые направления работ.
Бизнес - это формирование системы целевых заказов ведущих градообразующих предприятий, бизнес-структур и муниципальных структур на исследования, разработки и кадровое обеспечение их деятельности, а также продвижение разработок университета до бизнес-реализации. Университету для его развития в качестве инновационного центра крайне необходима инновационная инфраструктура, интегрированная с городской.
Необходимо тесное взаимодействие  в развитии малого наукоемкого бизнеса  через городской бизнес-инкубатор, новых промышленных и социальных технологий через технопарк, в разработке инновационных проектов и в кадровом насыщении сферы инноваций (система непрерывного образования, начиная со школы).  ТГУ должен обеспечить формирование в городе и регионе инновационных кластеров (образование - наука - бизнес) в приоритетных областях развития Тольятти: строительство, архитектура и городской дизайн, автомобилестроение, химическая промышленность, общее образование. Каждая из университетских школ должна в перспективе стать ядром инновационного кластера в своей области.
- Это, Игорь Владимирович, в бизнесе. А в науке?
- Здесь - формирование и воспроизводство инженерных и научных школ вокруг приоритетных направлений университета, разработка целевых исследовательских программ, ориентированных на практические результаты. Университет должен вернуть себе позицию центра разработки и реализации стратегии развития Тольятти.  Для этого необходимо восстановить на базе ТГУ исследования и проектно-аналитические разработки, обеспечивающие развитие города в стратегически важных направлениях. В современном университете должны быть сформированы исследовательские центры и институты, работающие по схеме полного инновационного цикла: от маркетинга и формирования тематик исследований до запуска опытных производств и инновационных бизнесов -- как в сфере традиционной индустриальной специализации города и  региона, так и в областях постиндустриального прорыва.
Образование - это реализация разработанного еще в начале 90-х в ТПИ проекта многоуровневой системы подготовки, интегрированной с практической (проектной и исследовательской) деятельностью студентов.  Студенты и будущие абитуриенты должны видеть перспективу и понимать, в какой вуз они поступают и какой жизненный старт они получают. Для этого должны быть прозрачными возможные траектории движения в вузе. В перспективе на базе ТГУ должна быть разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия вузов, обеспечивающая учащимся возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием ресурсов и зачетом результатов, полученных в различных образовательных и научных организациях города и за его пределами.
- Хотелось бы уточнить этот момент. К примеру, я студент ТГУ. Согласно вашей концепции, я могу изучать и сдавать экзамены, скажем, по социологии в ТАУ или другом вузе, если там преподавание более качественное?
- Конечно. У студента должен быть выбор. Но вернемся к ключевым направлениям.
 Во-вторых, надо организовать работу с потенциальными абитуриентами:
- организовать работы на уровне дополнительного образования детей для восстановления ориентации школьников на ключевые для города сферы деятельности (автомобилестроение, инженерия, педагогика, городское строительство);
- сформировать сеть специализированных профильных классов в городских школах для организации целевой довузовской подготовки определившихся с профессией учеников.
 В-третьих, необходимо организовать работу по поддержанию и воспроизводству кадрового потенциала университета:
- обеспечить всестороннюю поддержку высококвалифицированных кадров, гарантировав достойный статус, возможности самореализации и перспективы роста; 
- обеспечить воспроизводство молодых кадров из числа выпускников, предоставив возможности для экспериментов, инноваций и смелых проектов;
- привлечь в образовательный процесс специалистов-практиков, предоставив возможности для решения практических и проектных задач предприятий и организаций силами студентов. 
В-четвертых, создать современную систему управления университетом:
- в установленном порядке принять решение о смене организационной формы на автономную некоммерческую организацию в целях получения дополнительных прав и возможностей работы на финансовых рынках (кредитных и инвестиционных) для привлечения ресурсов на развитие основной деятельности университета;
- разработать перспективные проекты развития всех подразделений университета в рамках единой программы развития;
- обеспечить контроль эффективности текущей деятельности по системе менеджмента качества.
- Понятно. Но один вопрос все же остался без конкретного ответа. Если вы станете ректором ТГУ, будете поднимать плату за обучение? Да? Нет?
- (Улыбается) Нет.
С ученым беседовал
Андрей КАЗАКОВ

Просмотров : 4169
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 13...15, ветер 3 м/с
утро 16...18, ветер 4 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 5 м/с
вечер 12...14, ветер 2 м/с