(16+) Счастье – это возможность выбирать форму… страдания
Общество
(16+) Счастье – это возможность выбирать форму… страдания

Четвертый сезон интеллектуально-просветительского проекта «Химия слова» стартовал. В реальном, а не виртуальном режиме, в привычном, таком уютном зале ДК «Тольяттиазот». И на нем, этом старте, на первой лекции сезона даже присутствовало немало новичков.
– Не ожидала, – призналась автор проекта, заместитель генерального директора корпорации Юлия Петренко, – думала, придут только наши «старенькие», ветераны...
Но нет, многие, видимо, спохватились, что пропустили столько интересного, хорошо еще, не безвозвратно, решили наверстать упущенное. Так что зал был полон. Нет, ну как полон: с учетом требований к социальной дистанции.
Перед началом в фойе ДК был организован пресс-подход, журналисты телевидения и печатных изданий задали несколько вопросов Юлии Владимировне.
– Для старта лектория была выбрана тема «Почему мотивирование не мотивирует?», которую раскроет известный психолог-консультант Константин Кунах. А почему именно психолог открывает сезон?!
– Психологических лекций было не так много в другие сезоны, а тема нужная, популярная. Трудные времена требуют психологической стабильности и новых подходов. Надеемся, именно эта лекция окажется большим подспорьем тольяттинцам в наше непростое время.
– То, что вы вообще этот проект продолжили – нелегкое решение?
– Наши постоянные и непостоянные слушатели полюбили лекторий именно в таком формате, у нас рука не поднялась его отменить, несмотря на все ограничения. Мы торопимся начать, надеемся, что нас не отправят опять на дистанционку. Мы ко всему готовы, у нас есть разные варианты развития событий, но четвертому сезону «Химии слова» – быть!
– Как можно зарегистрироваться и попасть на лекции?
– Расписание лекций есть на сайте предприятия в разделе «Благотворительность и поддержка регионов», на сайте ДК «Тольяттиазот», в социальных сетях и на бумажных флайерах. Зарегистрироваться можно на сайте ДК или в TimePad, это специальная программа для регистрации и продажи билетов.
К сожалению, коронавирус вносит свои коррективы: мы сейчас вынуждены как никогда контролировать количество людей, поэтому просим всех обязательно регистрироваться. Но я надеюсь, что нам не придется ни перед кем закрывать двери.
Представляя впервые участвующего в проекте практикующего психолога, Юлия Петренко напомнила:
– Прошлые лекции по психологии были больше связаны с взаимоотношениями между людьми. А эта больше направлена на взаимоотношения человека с самим собой. Думаю, те слушатели, что побывали на лекциях Александра Колмановского, пришли и на лекцию Константина Кунаха, причем подготовленными, и это будет для них следующим этапом развития.
Константин практикует динамическое направление в психологии, которое исследует и описывает психические феномены не в статистическом аспекте, а как результат столкновения бессознательных влечений. Неким противовесом выступает когнитивная психология, ориентированная на математическое моделирование мышления, исследующая память, внимание, чувства посредством эксперимента. Тему «Почему мотивирование не мотивирует?» Кунах считает злободневной:
– Мотивация – это сквозной психический процесс, она управляет всеми нашими действиями, начиная от фокусировки внимания и заканчивая огромными арками обратной связи, когда мы делаем что-то не  ради того, что произойдет через минуту, а ради того, что произойдет через десятки лет или даже после нашей смерти, для потомков, науки, человечества. Это сквозной процесс, который всё объединяет, уровень мотивации отражает степень психологического здоровья.
Фрейд в свое время говорил, что здоровый человек – это тот, кто способен любить и работать, то есть быть продуктивным. Позже советский психолог Мясищев тоже использовал продуктивность и работоспособность как меру психологического здоровья, так что идея мотивированности и способности двигаться в соответствии со своей мотивацией, в сторону удовлетворения своих желаний, не ограничиваясь фантазированием, – очень важный аспект психики.
Люди, у которых с мотивацией все хорошо, как правило, психологически благополучные. Благодаря своей мотивированности, они хорошо защищены от таких феноменов, как депрессии, они благополучно преодолевают кризисы и другие внешние негативные обстоятельства, такие, например, как социальная изоляция в период пандемии...
Да, но почему мотивирование все-таки не мотивирует?!
– Внешняя стимуляция убивает внутреннюю мотивацию, – уточнил психолог и рассказал в начале своей лекции довольно длинный английский анекдот:
– Во дворе одного джентльмена соседские мальчишки повадились играть в футбол, раздражая его своими криками. Джентльмен понимал, что просто выйти и сказать пацанам, чтобы они шли вон, будет неэффективно...
Англичанин сказал футболистам, что восхищен их игрой и попросил ежедневно устраивать во дворе матчи, за что обязался платить каждый раз фунт стерлингов (большие деньги). Мальчишки, естественно, согласились. Спустя время джентльмен сказал, что финансовые обстоятельства вынуждают его сократить сумму до шиллинга, а еще позже вовсе отменил вознаграждение. Возмущенные мальчишки навсегда покинули двор джентльмена.
Примерно аналогичный эксперимент был проведен в 70-е годы с детьми, которые любили рисовать. Их разделили на группы, одной обещали вознаграждение за рисунки, второй группе ничего не обещали, но неожиданно всё же вознаградили, а третью оставили рисовать просто так. После отмены вознаграждения только третья группа сохранила прежний энтузиазм, а те, кто ждал «пряника» и уже не получил его, практически совсем бросили рисовать.
– Вознаграждение приводит к тому, что «я хочу» заменяется на «мне надо».
Не лучше действует и метод «кнута».
– Если подросток приходит домой с запахом сигарет, его родители наказывают, полагая, что у ребенка есть один путь избежать наказания – приходить без запаха, то есть не курить. Но есть другие варианты – подросток может вообще не прийти домой...
И наказание, и поощрение учащихся – оценками, дипломами, стипендиями – приводит к тому, что те всё более успешно списывают, делают шпаргалки или подкупают преподавателей. Преступники изощрены в методах избегания наказания. Все попытки внешней стимуляции терпят фиаско.
Современные психологи на тренингах предлагают визуализировать цель. Например, развесить на стенах фотографии шикарных иномарок, блондинок и экзотических пляжей. Разглядывание картинок производит весьма положительный эффект. Но вот работа, которую следует делать для достижения цели, вызывает всё более отрицательные эмоции. Человек от реальных усилий возвращается к фантазиям – они приятнее. Опять эффекта нет!
На пути положительного эффекта внешней мотивации встают преграды. Необходимость поддерживать успех: если купишь дорогую машину, придется тратиться на бензин, техобслуживание; если похудеешь, то придется – о, ужас! – всю жизнь придерживаться правильного питания. Вина за успех: сын человека, убежденного, что «трудами праведными не выстроишь палат каменных», будет стыдиться финансового успеха, считая его предательством по отношению к отцу. Наконец, от проблем могут иметься вторичные выгоды. Например, зубы больные: в любое время можно отказаться от мероприятия, встречи, сославшись на боль.
– Счастье – это возможность выбирать форму страдания,– ошарашил парадоксом лектор, – вот сейчас я не лежу в джакузи, что было бы блаженством. Я веду лекцию, в какой-то степени страдаю. Но я сам выбрал эту форму страдания!
Всегда ли нужна мотивация человеку?  Тому, кто находится в горящем доме и видит единственный выход, не нужна. А человек приходит сегодня к психологу с «проблемой»:
– Мне нужна мотивация!
– Для чего?
– Ну-у... Путешествовать!
– Куда?
– Ну-у... На Бали!
Прежде чем обращаться за мотивацией, нужно определить, что демотивирует. Чаще всего – просто отсутствие ресурсов, энергии, нерешенные проблемы в отношениях с близкими людьми.
– Известный психолог Милтон Эриксон в какой-то момент был настолько успешен, что к нему выстроилась гигантская очередь клиентов, он не справлялся. Тогда он ввел правило: записаться на психотерапию можно было только после того, как клиент неделю хорошо отсыпался, хорошо питался и отдыхал. Половину клиентов как корова языком слизала!
У лысой обезьяны, скитавшейся по пустыне 100 тысяч лет назад, не было никакой мотивации к покупке белого «мерседеса» и посещению крутых вечеринок в компании с фотомоделью.
– Эволюционные причины, социальные потребности произвести впечатление на окружающих привели к частой подмене наших истинных желаний стремлением соответствовать навязанным извне стереотипам. «Ну как это, все хотят худеть, а я не хочу – я что, неправильная?!» А на самом деле девушке следовало постричь давно надоевшие ей, но «трендовые» длинные волосы, чтобы повысилась позитивность, пошла вверх карьера!
На такой оптимистичной ноте завершилась первая лекция четвертого сезона. Даже каверзный вопрос о том, как же теперь быть работодателям, если их подчиненные начнут самомотивироваться в соответствии с подлинными желаниями, а не корпоративными требованиями, не сбил лектора. Он привел пример вполне успешных современных компаний, где удается достичь консенсус и удержаться на той самой золотой середине между личным и общественным.
А следующая лекция «Химии слова» состоится сегодня, 25 сентября, в ДК «Тольяттиазот» в 19 часов. Тема лекции «ЗОЖ – это ложь? Или нет?». Читает кардиолог, сердечно-сосудистый хирург Алексей Утин.

На лекции была Надежда БИКУЛОВА

Просмотров : 3000
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 15...17, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
ночь 11...13, ветер 3 м/с
утро 16...18, ветер 4 м/с