Город
(16+) Москва под ВАЗ не прогибается. Китайцам угодить старается?
Новостей, касающихся Волжского автозавода, за последние дни было традиционно много. Одна из наиболее позитивных заключается в том, что в конце января доля бренда «Лада» на отечественном рынке достигла небывалых 43 процентов. То есть рассуждения о постепенном возврате к монополизму уже не кажутся фантастическими.

Худший результат за 12 лет

Естественно, все мы понимаем, что доля ВАЗа растет не за счет увеличения выпуска собственной продукции, а из-за того, что конкуренция на рынке снизилась в несколько раз. Дошло до того, что по итогам 2022 года самой популярной машиной среди продаваемых в Санкт-Петербурге стала «Гранта» (2 тысячи штук), опередившая набирающий популярность китайский кроссовер «Хавал Джолион» (1682) и смещенную с первой строчки «КИА Рио» (1627).
Новость о «захвате» Северной столицы наверняка должна воодушевить вазовское руководство, тем более что для нынешнего президента Максима Соколова это родной город. А вот москвичи, по данным «Автостата», пока не желают прогибаться под изменившуюся ситуацию и покупать автомобили отечественных брендов. По итогам прошлого года там лидирует «Хавал Джолион» (4627 проданных машин), следом за ним идут еще два «китайца» – «Джили Кулрей» (4095) и «Чери Тигго 7» (3934). Далее корейские, немецкие, чешские, японские модели и ни одной «Лады» впервой десятке.
В общем-то, особо удивляться этому не стоит. Те, кто был в Москве, могут подтвердить, что вазовские машины на улицах встречаются редко. Неслучайно же многие шутят, сравнивая нашу столицу с анклавом – небольшим европейским государством, со всех сторон окруженным Россией.
И еще немного статистики от «Автостата». За прошлый год россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,5 триллиона рублей, что является худшим показателем за последние 12 лет (к примеру, в 2021-м сумма превысила 3 триллиона).
При желании можно связать это с падением доходов жителей страны и их нежеланием покупать такие дорогие машины, однако многие эксперты всё-таки основной причиной называют возникший дефицит из-за ухода многих иностранных компаний и нестабильной (в первом полугодии) работы ВАЗа.

Попрощались с «Икс Реем»

Всё ли хорошо у нашего автогиганта сейчас? Конвейеры работают ритмично, продолжается подготовка к запуску производства «Весты», однако периодически становится известно о новых проблемах. Например, о нехватке лакокрасочных материалов, что хоть и не является поводом для остановки конвейера, но влияет на цветовую гамму.
Одно из федеральных СМИ приводит слова дилера, который говорит, что сейчас автомобили «Лада» можно заказать только в белом, черном и темно-зеленом цветах, а доступность машин других оттенков возможна не ранее марта. В чем причина сбоя регулярных поставок, не сообщается.
Напомним, что ранее Максим Соколов говорил о проблемах с комплектующими, признав, что в 2023 году они сохранятся. Возможно, именно по этой причине с официального сайта ВАЗа исчезла информация о популярном хэтчбеке «Икс Рей», выпускавшемся с 2015 года. Еще пару недель назад, когда мы публиковали в «Вольном городе» актуальные цены на вазовскую продукцию, такие данные были.
Машина официально стоит от 1,1 до 1,6 миллионов (без учета дополнительных опций), однако найти ее уже в прошлом году было сложно. Сейчас говорят, что у дилеров осталось всего несколько десятков экземпляров, которые они стараются продать как можно дороже.  Напомним: в сентябре прошлого года ВАЗ объявил о решении отказаться от производства «Икс Рея» в связи с большой зависимостью от иностранных комплектующих, требующих замены или локализации их производства в России.
Наверняка есть проблемы с комплектующими и для других моделей. Неслучайно же правительство планирует продлить действие упрощенных правил сертификации автомобилей, произведенных в России. Напомним, что из-за сложной геополитической ситуации с прошлой весны автопроизводителям разрешили отказаться от установки важных систем (ABS, «ЭРА-ГЛОНАСС» и так далее), подушек безопасности, а также использовать двигатели с более низкими экологическими классами.  

Допработы не для всех


Настроение у вазовцев в начале рабочего года не самое лучшее. Траты в январе были серьезные, так что даже усиленный аванс едва ли смог поправить материальное положение. А тут еще выяснилось, что некоторым отменили оплачиваемые государством дополнительные работы, которые являлись хорошим подспорьем для семейного бюджета.
– На «Калине» и «Гранте» их оставили, а вот, например, в логистике убрали, – сказал мне на днях знакомый по имени Алексей, который много лет трудится на родном предприятии.  
– А чем вы там занимались, на этих допработах? – спрашиваю.
– В основном хозяйственные дела: красили, подметали. Работали по пять дней в месяц.
– И сколько получали?
– Хорошо нам платили. Выходило тысяч по 12 в месяц чистыми. Деньги хорошие, к ним быстро привыкаешь, начинаешь учитывать их при планировании трат на месяц, а тут – раз, и всё! Кроме того, тем, кто долго привлекался к этим допработам, даже отпускные платили!
Дополнительно мы просмотрели популярные среди вазовцев группы в соцсетях. Там тоже появлялись комментарии, связанные с допработами и очень болезненной (особенно на фоне продолжающегося роста цен на товары и услуги) темой. Вот один из них, размещенный с просьбой не указывать фамилию автора:
– Работаю в 20-м корпусе ЧЛП (видимо, чугунолитейное производство, – прим. авт.). С утра и до самого конца смены стоит ругань по поводу дополнительных работ. Непонятно, зачем их вообще дали? Пусть уж лучше эти деньги отправят назад, в Москву, чем будут раздавать избранным! Сегодня задали вопрос старшему мастеру. Разговор не получился, и в итоге чуть не «съели» его с потрохами.
Один из заводчан, представившийся Александром Ковязиным, высказал свое предположение насчет того, почему так происходит:
– С завода на биржу труда поступает заявка на такое-то количество людей, вынужденно находящихся в простое и получающих 2/3 от зарплаты. То есть именно на них и рассчитаны эти допработы. Но у нас, чтобы никого не обижать, заявление о своем желании дополнительно потрудиться пишут все. А потом начинается чехарда, поскольку денег на всех желающих не хватает.
Официальный вазовский профсоюз на своем сайте пояснений по этой ситуации не дал (во всяком случае, нам такая информация не попадалась), но зато разместил график выездных юридических консультаций на февраль.

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 2436
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 0...2, ветер 2 м/с
утро 5...7, ветер 3 м/с
Завтра
день 9...11, ветер 6 м/с
вечер 8...10, ветер 5 м/с