Общество
Ангел подал знак тольяттинцу
Ангел подал знак тольяттинцу

«Ангел страшного суда» называется икона художника -резчика Александра Доронина, чья выставка открылась накануне праздника Вознесения Господня в краеведческом музее.
По признанию самого автора, приближенность к большому православному празднику оказалась чисто случайной, но на символичность таких совпадений нельзя не обратить внимания.
 -- Икона выполнена по канону Андрея Рублева, -- сказал Александр Константинович.-- В философском понимании канон -- это незыблемая истина, которая не может быть связана ни с какой личностью. Но в то же время это абсолютная свобода, а Рублев -- единственный иконописец, которому эта свобода была дана от Бога, и он единственный из собратьев по искусству, кто был прославлен в России, как святой.
 В истории создания иконы много удивительного и мистического. Идея заказать икону мастеру пришла одному из тольяттинцев, имени которого Александр Константинович не называет, уважая его желание оставаться в тени. Причем предназначалась будущая икона для человека близкого и дорогого заказчику.
 Мастер предложил массу вариантов, видя как образец для воссоздания икону Владимирской Божией Матери. Но, как говорится, неисповедимы пути Господни. По случайному стечению обстоятельств, Александр Константинович и человек, заказавший икону, вместе рассматривали книгу об Андрее Рублеве, где среди прочих была репродукция фрески «Страшный суд». (Сама знаменитая фреска находится в Успенском соборе Владимира). Гениальный иконописец смог выстроить в шесть рядов множество светлых образов, почитаемых и любимых в православии. В первом ряду стоят евангелисты-апостолы, за ними-- собрание ангелов, чьи лики не похожи друг на друга.
 -- Когда мы увидели фреску, мой знакомый, указал на одного из ангелов, и решено было делать именно эту икону, -- сказал Александр Константинович. -- Почему произошло такое озарение? Потому что и внешне, и внутренне этот ангел с фрески напоминал этого человека. Вернее, он выражал его духовную суть, он был таким, каким этот человек должен был стать. Из всего, что я знал о заказчике, можно сделать вывод, что он был весьма необычным и одаренным ребенком, который в силу своего таланта должен был связать свою судьбу с искусством. Ведь говорится же, что если бы мы  смогли увидеть душу даже самого закоренелого грешника в том виде, какой она должна быть по замыслу Господнему, то   ослепли бы от ее блеска...
 Икона ангела - - это большая редкость. Ведь привыкли мы к изображению святых. Первоначально один батюшка так и спросил: «Что за святой здесь изображен?» Я объяснил, что это Ангел Страшного суда, сказал, что с обратной стороны написан псалом девяностый.
 Благословение на создание иконы Доронин получил у трех священнослужителей. Благословили его в православной гимназии, где он работает преподавателем истории и в Свято-Тихоновском храме, прихожанином которого является.
 К работе Александр Константинович приступил в июне прошлого года, но через месяц вынужден был прервать ее вплоть до октября. Потом ей было отдано долгих полгода. И вновь символические совпадения. Икона была закончена в первую неделю Великого поста, рама, сделанная в виде киота, завершена в Чистый четверг. К слову, за образец рамы был взят один из лучших экземпляров Третьяковской галереи. Освящение состоялось в Страстную пятницу в Свято-Тихоновском храме. Накануне столь знаменательного события автор принял причастие в том же храме.
 Перед тем как с иконы во время открытия выставки была снята драпировка, Александр Константинович прочел стихотворение Блока «Жизнь без начала и конца». По мнению автора, именно эти строки лучше всего выражают суть его замысла. Потому что каждый из нас должен помнить о временности земного бытия и жизни вечной. Икона, выполненная в технике горельефа, действительно, прекрасна и необычна. Она многомерна. Вот зрителям кажется, что они видят изображение Ангела в профиль. Но стоит чуть поменять положение, и уже светлый ангельский лик смотрит прямо анфас, а десница его сжимает жезл, устремленный ввысь. На вопрос, трудно ли было вступать в соавторство с самим Рублевым, Доронин отвечает, что это уже работа духовного порядка. Трудна работа по дереву вообще, но, занимаясь любимым делом, трудностей не замечаешь.
 «Ангел страшного суда» -- двадцать первая работа мастера. На предыдущей музейной выставке, проходившей полтора года назад, тольяттинцы могли увидеть десять его икон. Федоровсская икона Божией Матери была подарена им Воскресенскому монастырю, Казанскую икону он давно передал Свято-Тихоновскому храму.
 Какова дальнейшая судьба «Ангела», Александр Константинович судить не берется. Потому что считает, что у каждой иконы свой путь, и не автору решать, каков он будет.  На это уже воля Создателя. 
 

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 5338
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 16...18, ветер 4 м/с
вечер 10...12, ветер 3 м/с
Завтра
ночь 8...10, ветер 4 м/с
утро 9...11, ветер 5 м/с