Культура
Почему на Груше все зовут Володю?

Год пролетел, как миг, и вновь сотни романтиков, любителей авторской песни   собрались на поляне средь Мастрюковских озер.

В этом году, по официальным данным,  международный фестиваль авторской песни памяти Валерия Грушина  посетили почти сорок тысяч туристов. География впечатляет своим размахом -- это Самара, Тольятти, Москва, Пермь, Оренбург, Ростов, Тюмень, Казань и так далее. И конечно, приезжали гости из Белоруссии, Украины, Казахстана и Чехии.
Меня фестиваль порадовал своей многогранностью. Наряду с традиционными и всеми любимыми творческими площадками здесь появилась (запланированно) республика «О! Остров» со своей атмосферой, неудержимыми ритмом и куражом. Ее идейными вдохновителями стали Андрей Козловский и Владимир Кожекин.
На  острове песни звучали  на двух площадках, причем никаких ограничений  по формату, было все: блюз, этно, рок! Молодежь республики, а это основное ее население, отдыхала и, как говорится,  отрывалась красиво. Ночью на песчаном берегу и вдали от сцен гуляла дискотека -- пляжная вечеринка в стиле Казантип. Диджеи крутили популярные треки, плюс световые эффекты, и  «островитяне» с удовольствием отрывались под техно и «опа-опа-опа-па». Можно смело сказать, что пара тысяч грушинцев вообще не покидала «О! Остров».
Света было много, и я подошла познакомиться к большой компании молодежи. У них над палатками висел черный пиратский флаг с черепом, а на входе в лагерь -- растяг «Выход». Выглядело довольно забавно, впрочем, как и сами ребята, приехавшие, как выяснилось, из Самары.
-- Нас здесь двадцать давних и близких друзей, -- рассказала Ирина Савченко, --  в основном с одного  двора, с одной улицы. Весело, песни поем, дурачимся, играем в мафию.
-- Нам здесь все нравится, -- вставил свое слово Саша Кочергин. -- Я не первый год на Мастрюках, и всегда стоим на острове.  Компания дружная и прикольная, у каждого свое второе имя: я -- Кочерга, вон Большой со Старым сидят, а Маугли спит, устал немного.  Мы за дружбу! Почему у нас «Выход», где вход? Не знаем, не помним (смеется. – Авт.).
Про свою островную республику с удовольствием рассказывал Володя Кожекин.
-- У нас был свой бюджет. Расходы только на «О! Остров» составили один миллион триста тысяч рублей. Где-то шестьсот тысяч ушло на приезд-отъезд участников фестиваля. Нам помогали сами грушинцы. Остров получился очень цивилизованным, с охраной, кафешками.  
 Привезли более сотни бардов, очень разных. С нашей стороны никаких ограничений по поводу их выступлений на Федоровских лугах  не было. В первый раз на фестиваль приехал замечательный сибирский бард Олег Медведев. Ему очень понравилось у нас на  «О! Острове», на каждом  вечернем концерте -- две тысячи человек, супер! Скажу, что организаторы выкладывались по полной. Но все же сказывается, что инвестиций  недостаточно.   
Вообще, забавного на фестивале было довольно много. Ночью на острове мы наугад подошли к одному костерку, чтобы согреться. О, снова знакомые лица: с ними мы встречались на Солнечной поляне, на празднике Ивана Купалы. Чай очень вкусный был, и с Диогеном неожиданно познакомились, он был совершенно голым, благо, глубокая ночь стояла. Он невинно возмущался тем, почему люди недовольны его наготой, ведь под одеждой он все равно голый. В конце концов Диоген оделся и стал приличным, как все. 
Творческая составляющая фестиваля заслуживает особого внимания. Столько талантливых и маститых авторов и исполнителей: Вадим Егоров, Александр Мирзаян, Вадим и Валерий Мищуки, Валентин Вихорев, Лидия Чебоксарова, Елена Фролова, Виктор Каменский, Иван Смирнов, Алексей Архиповский, виртуоз балалайки, Андрей Козловский, Володя Кожекин и другие!
Много групп, дуэтов участвовали на концертных площадках. Мне запомнился Григорий Данской  с «Пятым корпусом» из Перми. Когда они выступали на площадке «Азия + » --  это было классное шоу, зрители танцевали, кричали от восторга.  У ребят столько куража, они неподражаемы, здесь философская лирика переплелась с озорным юмором, что многим пришлось по душе. Их песня про Деда Мороза в разгаре лета и с выходом из народа парня в шортах и длинной шинели имела ошеломительный успех. Часть зрителей после концерта пошла по следам «Пятого корпуса» от одной концертной площадки к другой.
Любопытен взгляд на фестиваль его непосредственных участников. Это некий срез мнений, и он достаточно объективен.
-- Ночной концерт на горе, на мой взгляд, был неудачным, -- говорит председатель жюри, бард Вадим Егоров. -- Нет, конечно, там были замечательные авторы, исполнители. Но то, что произошло в середине концерта, называется «провис». Организаторы творческой программы исходили из принципа свободы, дали каждой площадке по двадцать минут, и делайте, что хотите. Сегодняшний опыт показал, что так поступать нельзя. Художественная цензура необходима. Мне было больно видеть, когда Гора, можно сказать, отвергала людей. Ради Бога, самовыражайтесь, но не здесь, а на площадках. Когда вышел на Гору совершенно неформатный Алексей Архиповский со своей балалайкой, то это был фейерверк!  Он играл не попсовую вещь, а сложную композицию, как и уникальнейший гитарист Ваня Смирнов. В этом смысле они поднимали возможности восприятия. 
Мы долго спорили, транслировать или нет концерт на Горе на фестивальную поляну. Если выбрать первый вариант, то Гора может опустеть. Считаю, что надо приходить и смотреть, быть соучастником происходящего.
-- Дело в том, что мир организован не демократически, а иерархически, -- вторил ему  Александр Мирзаян. -- Мы про это забываем, и религии об этом тоже ничего не говорят. И нельзя использовать чужое пространство для того, чтобы выйти и сказать: «Я здесь главный». Принудительное кормление собой не всегда уместно, нужно соблюдать гармонию. Русская авторская песня вышла из аристократической литературы, это принципиально иной уровень мышления. Русская ментальность и русский язык, заложенные в литературе -- это ментальность и мышление аристократов, об этом нужно знать.  В этом смысле авторская песня -- форпост. Помните, в советские времена,  выступали против песен Высоцкого, Галича, почему? Потому что идеологи знали и понимали,  песня -- это оружие.  
К слову, гость из Чехии, автор-исполнитель и член жюри Иржи Вондрак на двух аккордах на одной из площадок  пел просто замечательно. Он с продюсером снимает  фильм для европейской телекомпании.  Так что Европа нас еще увидит, возможно, и сама «приедет» на следующий фестиваль.
Периодически во время концертов со сцены кто-нибудь из участников обязательно кричал: «Володя!», что было и на острове. Володя Кожекин попытался объяснить, почему это происходило.
-- Существует около сотни версий. По одной из них, в 2003 году собирался приехать на фестиваль один видный российский политик Владимир. Но не приехал. Протестная среда решила, что будет хорошей шуткой громко его звать. Понятны версии о потерянных мальчиках с именем Володя. А вообще-то все просто: люди склонны к объединенным действиям. Самое легкое и веселое, когда все вместе начинают выкрикивать чье-то имя. На Мастрюках традиционно кричат Володю. Я был на фестивале в Калужской области, там все зовут Валеру. Не знаю, почему.
Кожекин официально объявил, что в июне встречался с одним из организаторов фестиваля на Федоровских лугах Виталием Шабановым, который предложил следующий  Грушинский провести вместе. Всем понятно, что это нужно сделать, это стало необходимо и для самого фестиваля, и для участников и гостей.  
-- Много раз говорили, что фестиваль утрачивает песни гражданского значения, -- включается в разговор Михаил Грушин. – Существование этого подтверждает поющая площадка «Победа».  Отрадно, что к нам приехала творческая делегация из силовых структур.  
-- Лучшего места для проведения фестиваля, чем Мастрюковские озера, в нашем регионе не найти, -- продолжил разговор генеральный спонсор фестиваля, директор фирмы «Мета» Николай Мартынов. -- Здесь все лето одновременно могут жить двадцать семь тысяч туристов. Границы фестивального проекта расширяются. А главное, на поляне люди получили положительные эмоции, познакомились с новыми авторами и песнями, встретились со своими друзьями-единомышленниками.
Некоторые товарищи еще до начала фестиваля авторской песни ввели в заблуждение  местный народ, уверяя, что на Мастрюках ничего не будет. Все было: и ночной концерт на горе, и творческих площадок в этом году больше, и барды, и песни! В воскресенье Юрий Панюшкин вел Чайхану.
-- Какого черта дергаться и говорить о том, что нравится или не нравится какая-то песня., --  откровенничает Юрий Михайлович. -- Пиши и исполняй свою, если сможешь. На горе было прекрасно, особенно мои стихи (смеется. – Авт.). В этом году творческой программой рулили Москва и Казань. Главное, они не боятся делать дело. Плюс есть желание, есть хорошие идеи. А у меня как была кипящая любовь к авторской песне, так и осталась. На творческий конкурс подали заявки сто пятьдесят семь исполнителей. Лауреатами стали пять участников.
К нам подошел один из организаторов первого Грушинского фестиваля  в 1968 году, бард Лев Сандлер из Самары.
-- Весь свет бардов сегодня здесь, на Мастрюках. Я очень уважаю Евтушенко, но он не бард. Сейчас раздвоились «Самарские барды», создан «Союз бардов Самары», грустно. По мнению некоторых авторитетных бардов, в этом году гора получилась мультиформатной. Может быть, так и должно быть. Как правильно, никто не знает. Мне очень понравилось «Зазеркалье». Высочайший уровень поэтов, авторов-исполнителей. Буквально все продумано до мелочей: зеркала, загадочно-красивая сцена с призрачным городом на заднем плане.
А у меня огромное желание познакомиться  с молодой обаятельной парой Рафиком и его женой Любовью. Пять дней назад у них была первая годовщина свадьбы. Он работает на ВАЗе, ему двадцать пять лет, и он мечтает как минимум о троих сыновьях и дочках. Она профессионально занимается танцами. Эта пара настолько гармонична, что, глядя на них, все вокруг улыбались, краешком прикасаясь к великому чувству -- любви. 
-- Я впервые на Мастрюках, -- делится с нами Рафик. -- Раньше не было желания, а теперь приехал, посмотрел и надеюсь приезжать сюда каждый год. Здесь мне все понравилось. В прошлом году был на Федоровке -- не то, одна электроника.
  Мы уезжали с поляны в воскресенье. Но фестиваль продолжал жить. Концерты звучали до рассвета, дым костров еще согревал души романтиков Многим полюбившийся «О! Остров»  громогласно прощался со своими обитателями до следующего лета.
Мы не прощаемся, мы говорим всем: «До свидания, до будущей Горы!».

Алеся КОЧЕТОВСКИ

 

Просмотров : 2195
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 9...11, ветер 0 м/с
ночь 5...7, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 2 м/с
день 15...17, ветер 3 м/с