Культура
(16+) Правосудие по Дюрренматту
Очередная премьера состоялась в «Колесе». Над постановкой «Визит дамы» коллектив в полном составе работал целый год. Владимир Хрущев начинал как приглашенный режиссер, а принимал поздравления с первой премьерой, уже как штатный режиссер драмтеатра имени Глеба Дроздова. Тольяттинцы – поклонники Мельпомены хорошо знакомы с творчеством Владимира Геннадьевича по его работам в Молодежном драматическом, где он прослужил три года. И продолжает сотрудничать – на сцене МДТ планируется спектакль по пьесе столичного драматурга с тольяттинскими корнями Юрия Клавдиева.
А для «Колеса» Хрущев выбрал пьесу Фридриха Дюрренматта, название которой в оригинале – «Der Besuch der alten Damen», то есть «Визит старой дамы». Написанная в середине пятидесятых годов эта пьеса в одночасье сделала своего автора богатым и знаменитым. Но, наверное, не настолько популярным во всем мире, чтобы мы имели возможность сравнивать с другими постановками.
Сравнений обычно избежать трудно, вот и приходит на память телефильм Михаила Козакова со столь же политкорректным названием «Визит дамы», с момента выхода на экраны в 1989 году демонстрировавшийся крайне редко. Помнится только изумительная, весьма психологичная игра несравненных Екатерины Васильевой и Валентина Гафта, а сюжет мне в то время показался настолько абсурдным, что вникать в задумку авторов не было никакого желания. Пожалуй, у режиссера театрального гораздо больше возможностей воплотить главный завет драматурга: «Эта комедия с трагическим концом должна быть смешной. Ничто не может так сильно повредить ей, как убийственная серьезность».
Абсурдность сюжета должна быть подчеркнута гротеском, что и постарался сделать постановщик в своем «социальном эксперименте в двух действиях». Напомним, что у автора жанр пьесы – «трагическая комедия». Но отметим, что от смеха с кресел никто не сползал: Дюрренматт не мог предполагать, как наше чувство юмора испортит «Comedy club»…
Но в остальном швейцарский прозаик и драматург предвидел многое верно. Автор злой сатиры, он к людям относился даже хуже, чем Воланд. Помните, конечно: «Люди как люди, порой милосердие стучится в их сердца. Но квартирный вопрос их испортил». Жителей Гюллена ничто не портило, они (то есть мы) такие изначально? А они, обитатели городка, «где-то в центральной Европе», являются воплощением общества, социума (в данном случае «подопытного»), во всем многообразии и единообразии ликов.
К ним приезжает спустя десятилетия здешняя уроженка Клара Цаханассьян, миллиардерша. Приезжает, чтобы свершить правосудие. Ее предали: и любимый человек, отказавшийся от внебрачного ребенка, и город (социум), изгнавший ее и вынудивший стать проституткой. Она предлагает городу… убить Альфреда Илла, за это обнищавший Гюллен получит миллиард. Идеальная месть…
Очень интересны выстраиваемые линии развития образов. Клара в исполнении заслуженной артистки Ольги Самарцевой – сама непоколебимость. Ее не смущает первая реакция горожан: «Мы все-таки живем в Европе!». Она подождет. Илл – Сергей Максимов – поначалу жалок и отвратителен. Предатель, мерзавец и трус, который мечется между Кларой («нашла что вспомнить!») и согражданами, уверяющими, что абсурдное требование не может быть выполнено. Полицейский (Александр Двинский) мотивирует прямолинейно: мол, конечно, абсурд, платить за убийство миллиард, когда оно стоит-то тыщу-две от силы. Аргумент!
Но все они – бургомистр, полицейский, учитель, весь город – и есть третий персонаж, сложный, сборный. Их линии – города и Илла – движутся навстречу, как те поезда, что теперь проскакивают Гюллен без остановки. Их сближение стремительно. Серые костюмы горожан постепенно преображаются. Сначала появляются ярко-желтые ботинки – символ золотого тельца, который, в конце концов, позволит свершиться правосудию. Горожане набирают кредитов в тайной, но твердой надежде за чей-то счет с ними расплатиться. В общем, социум деградирует, а обреченный изгой Илл эволюционирует. Он смиряется со своей участью, побеждает свой страх, но твердо отказывается сохранить городу-социуму его чистые ручки, отказывается покончить с собой. Показать подобные преображения «маленького человека» Максимову удалось очень талантливо и вполне достоверно – реальная реакция на абсурдную ситуацию. Впрочем, так ли она абсурдна?
Тридцать человек на сцене – практически вся труппа. Но каждая крошечная роль символична. Учитель – народный артист Виктор Дмитриев – это, например, совесть. В образе подвыпившего индивидуума она слезливо утешает Илла:
– К каждому из нас когда-нибудь явится своя Старая Дама…
Но пока она не явилась, так хочется миллиард! Тем более что по справедливости же.
– Гуманизм, господа, – бизнес миллионеров! – заявляет Клара.
И это современная мысль. Добиться справедливости можно только за деньги. Впрочем, и несправедливости тоже. Так может, они и стоят друг друга?
– Ты предал меня за литр водки, – говорит Клара Иллу, – а я покупаю твою жизнь за миллиард.
– Как все дорожает! – вздыхает Альфред вполне серьезно, какие уж ему шутки!
Роль Клары Цаханассьян – это, конечно, мечта зрелой актрисы, словно написанная для Самарцевой. Надменность и цинизм, сквозь которые просвечивает многолетняя незаживающая рана, сыграны с безукоризненной точностью каждого жеста, поворота, походки с характерным приволакиванием ноги-протеза.
В спектакле много удачных находок, это, например, его музыкальное оформление: хиты Rammstein, исполняемые гюлленским школьным хором и трогательное финальная композиция Франчески Ганьон контрастируют смешно, и трагично. Потрясающие желтые ботинки, гремящий литаврами вопрос «чем?» – воплощенный ужас Илла, который начинает догадываться, чем именно горожане будут расплачиваться за сигары, меха и автомобили, взятые в кредит. Стремлением к гротеску, очевидно, объясняется и гроб для Илла, сотворенный из …обычной ванны.
А чем объяснить очевидное сходство – только внешнее! – бургомистра Гюллена (Олег Погорелец) и нашего реального мэра Сергея Андреева? Да нет, история о правосудии, свершенном «где-то в Центральной Европе», не имеет прямого отношения к нашему городу. Разве что к нашему миру…

Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 1344
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 18...20, ветер 0 м/с
ночь 13...15, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 3 м/с
день 14...16, ветер 3 м/с