Александр Дроботов: мы не теряем живую связь с избирателями
Политика
Александр Дроботов: мы не теряем живую связь с избирателями
Александр Дроботов: мы не теряем живую связь с избирателями

- Александр Николаевич, вы удовлетворены прошедшим политическим сезоном?
- Свои планы этой сессии дума выполнила. Проведено 14 заседаний, рассмотрено более 160 вопросов, и далеко не все они были проходными, исправно работали депутатские комиссии и  более 40 рабочих групп, принимались обращения и проекты. Дума занимала активную позицию по вопросу наполняемости бюджета, особенно что касается исправления  федеральных законов, в том числе и 131-го -- о принципах местного самоуправления, Налогового и Бюджетного кодексов.
Наша инициатива по поводу необоснованных, как мы считаем, утверждений Минфина, что 60 процентов бюджетов местных самоуправлений в 2007 году были исполнены с профицитом,   получила очень широкий отклик в стране. Через союз представительных органов мы направили председателю Госдумы Грызлову, президенту Медведеву и председателю правительства Путину целый поток обращений, где указывалось, что Минфин категорически не прав. На самом деле не учитываются десятки полномочий, возложенных на местное самоуправление, существует гигантский разрыв между тем, что предоставляется для  обеспечения полномочий,  и тем, что нужно делать, сколько на самом деле нужно денег.    Мы требовали оставлять на местах хотя бы некоторые налоги, стимулирующие производство, или часть налога на прибыль, транспортного, земельного, не заставлять нас с 1 января  2009 года либо приватизировать, либо продавать имущество, которое сейчас является основой неналоговых доходов.
- К этому  наверху прислушались?
- Мы нашли понимание у Грызлова. 3 июля я присутствовал в Госдуме на расширенном заседании совета по местному самоуправлению, где, может быть, впервые за 15 лет были приняты беспрецедентные решения и рекомендации правительству и Госдуме. Это касается увеличения доходной части муниципальных бюджетов, включения в них в дальнейшем расходов на ремонт старых и строительство новых сетей,  подготовку генпланов и межевания земли. Правительству было рекомендовано подготовить поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы в части изменения отчислений на уровне 50 процентов от подоходного налога и налога на прибыль, возвращения муниципалитетам транспортного налога.
- И все это благодаря инициативе тольяттинской думы?
- Да, это как последствие того, что мы занимали по этим вопросам достаточно активную позицию и постоянно проявляли инициативу в их решении. Не было ни одного заседания думы, чтобы мы не принимали обращение к правительству,  Госдуме или к губернатору. Вот, например, Бюджетный кодекс ввел с 1 января 2008 года ограничения на финансирование общественных ветеранских организаций. Они восприняли это с болью. Мы же финансировали их за свой счет, ни у кого не спрашивали денег. Их был минимум, но этого хватало, чтобы поддерживать ветеранов войны и труда. И мы предложили поправку в бюджетный кодекс, чтобы исправить такую ситуацию. Нашу инициативу подхватили субъекты Федерации, и сейчас вопрос на рассмотрении в Госдуме.
- А какая местная тема стала особенно обсуждаемой в этом сезоне?
- Самый болезненный вопрос, который будоражил думу последние три месяца -- поправка в Устав города об изменении системы выборов депутатов — с мажоритарной (по округам) на смешанную (еще и по партийным спискам). Это государственная воля, и поправки  обсуждаются практически по всей стране. Я вот только что приехал из Улан-Удэ, где проводил собрание представительных органов России, -- там обсуждается точно такая же поправка.
- Какими могут быть для Тольятти последствия такой принципиальной позиции депутатов?
- Ну, знаете же, что к нам приезжали заместитель представителя президента в Приволжском федеральном округе Зорин и главный федеральный инспектор по Самарской области Сычев, которые встречались с фракцией «Единой России». Большая часть депутатов голосовала все же за смешанную систему выборов, но среди единороссов -- несколько ее противников. «За» -- 21 депутат, но этого недостаточно для принятия решения, надо 24 голоса. Оба гостя высказали озабоченность по этому поводу. Вопрос пока не снят, может быть, в сентябре мы еще раз вернемся к нему.
- Могут ли быть оргвыводы для кого-то?
- Да, конечно, могут быть. Я же говорю, что это государственная воля, предполагается, что поправка позволит партиям, имеющим своих представителей в Государственной и областных думах, но по факту не имеющим возможности участвовать в работе представительных органов местных самоуправлений,  получить такую возможность. Чтобы все политические споры, неизбежные в демократическом, мы считаем, обществе, перешли из уличных в цивилизованные формы. Партии хотят этого, и я так понимаю, что в этом плане было достигнуто какое-то соглашение.
С другой стороны, межпартийные депутатские группы, как правило, очень дисциплинированны, поскольку на таких депутатов есть воздействие, а это является основой  кворума и дисциплины народных избранников, которая частенько хромает.
- Что ж получается, часть наших депутатов думает раньше о себе, нежели о Родине?
- Для них такое решение очень сложное. Да еще, поскольку я по своей должности транслирую    эту государственную волю, у них и в отношении меня имеются претензии, иногда достаточно жесткие. Такое, кстати, происходит сейчас по всей России. Но я не могу иначе: государство не так часто обращается к нам с подобными вопросами, можно сказать, вообще в первый раз за последние годы. Хотя для депутатов это очень болезненное решение. Ведь количество округов уменьшится в два раза, и каждый из депутатов понимает, что на следующих выборах ему, возможно, придется бороться со своим товарищем. Кроме того, больше тратить денег и вести агитационной работы.
Пока что мы, как сказал Зорин, остаемся в ретроградах. Обычно Тольятти демонстрировал свою приверженность к новшествам, но в данной ситуации мы изменили своему правилу. Оргвыводы, говорите? Ну что ж, они тоже могут быть. И в отношении конкретных руководителей, и в части отношений города с вышестоящими властями. А это будет посерьезнее и существеннее для Тольятти, чем судьба отдельных его руководителей.
Я совершенно не приемлю позицию некоторых депутатов, например Петра Булгакова, который сам же голосует против и агитирует депутатов за это, но предъявляет мне условие: если поправка не пройдет, я должен уйти в отставку. Очень уж изощренно!
- А депутаты не путают государственную волю с партийной? Понятно, с какой.
- Да в этом солидарны как раз все партии. Вообще они хотели бы иметь только партийные выборные списки, но тут количество противников резко возрастает. При смешанной системе у нас остается 17 округов, и мы не теряем живую связь с избирателями на местах, которые не голосуют за партии. А выборы полностью по партспискам -- это, я считаю, уже перебор. Такое не пройдет, и партии понимают это, тем не менее солидарны по поводу смешанной системы выборов.
 Что касается «Единой России»,  тут как раз не ее интерес. Она, кстати, здесь проигрывает,  но идет навстречу пожеланиям партий для достижения некоего социального мира в обществе.
- Александр Николаевич,  избиратели вашего округа понимают вашу политическую позицию, поддерживают вас?
- Население моего округа достаточно пожилое и в большинстве своем голосует за КПРФ. Конечно, есть и сторонники других партий. Да, есть противники новой выборной системы, и это происходит потому, что они боятся остаться без своего депутата. Но на самом деле такого не будет. Мы просто возвращаемся к старым округам, и никто не останется без депутата. Нужна разъяснительная работа, но хочу сказать, что от выборов по-новому выиграют и те, кто сейчас недоволен этим. Решать свои проблемы они смогут и через депутата, и через партию, которая всегда заинтересована в увеличении числа своих избирателей.
- Коль уж речь зашла о работе с избирателями, скажите, могут ли обращаться к вам со своими проблемами тольяттинцы из тех округов, где сейчас нет своих депутатов и за которые вы взялись нести ответственность как председатель думы?
- Они так и так приходили ко мне на прием, и сейчас приходят. А что касается работы в таких округах, на моих помощников будет возложена обязанность контролировать исполнение работ в округах по благоустройству, текущему ремонту жилья и другим вопросам.
Далее. У каждого депутата есть по 30 тысяч рублей для оказания помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Имеются в виду, например, тяжелая болезнь, смерть родственников,  да просто отсутствие денег на еду -- и с такими проблемами приходят. Так вот, мои помощники станут определять нуждающихся в такой финансовой помощи, а я лично -- принимать решения. Денег мало, конечно, но бюджет не позволяет дать больше.
- Возвращаемся к основной теме. Как смотрится сегодняшняя дума на фоне прежних трех?
- Депутаты четвертого созыва очень стремительно постигали азы, а потом и глубины муниципальных наук. Люди разных профессий, в этом депутаты были слабы, и только практическая работа просветила их. По норме закона, только 10 процентов депутатов могли работать на освобожденной основе. Случалось много нестыковок и вопросов на заседаниях думы, потому что депутаты были не в состоянии качественно изучить весь огромный (страниц на двести только на одно заседание) объем информации и документов.
Тем не  менее только что депутатская рабочая группа подготовила положение о разработке стратегического плана развития Тольятти, согласованное с мэрией. Это еще не готовое положение, а план его разработки: кто будет этим заниматься, какие органы нужно создать и так далее. На основании этого стратегического документа  будет подготовлен инвестиционный план, по которому муниципалитет будет иметь право участвовать в федеральных программах, а значит, получать дополнительные деньги на развитие города.
На последнем заседании дума утвердила проект корректировки генплана Тольятти и новую схему функционального зонирования города. Это вообще мощнейший прорыв вперед, может быть, первый такой с 2004 года, когда дума своим решением дала городу возможность развиваться за Московский проспект и на север (так называемый «Треугольник»), а инвесторы уже приготовили десятки миллиардов рублей для строительства жилья и инфраструктуры. Частных, заметьте, миллиардов, а не бюджетных.
Земля-то там частная, но она в черте города и обустраиваться может только в соответствии с генпланом. Мы своим  решением практически дали инвесторам возможность не уходить куда-то из города, а строить жилье здесь. В «Треугольнике», а это порядка полутора миллионов квадратных метров жилья, строители готовы возводить квартиры по пониженной стоимости, по крайней мере до 30 тысяч рублей за квадратный метр. Разве это не в интересах тольяттинцев? А так как появляются новые площади развития города, я рассчитываю, что уплотнение кварталов -- та самая точечная застройка --  будет меньше. Решению этой проблемы будет способствовать и новая схема зонирования.  Кварталы  станут застраиваться только после публичных слушаний и с согласия жителей.
- Как сложились взаимоотношения думы с новой командой мэра?
- И мэр, и его новая команда находятся в таких же условиях, как депутаты вначале. Им элементарно нужно время, чтобы освоить городскую проблематику и все хитрости муниципальных наук, преодолеть кучу законодательных запретов на пути развития города.
Сейчас количество времени, которое требовалось им на осознание ситуации, переросло в качество. Подготовлен достаточно грамотный генплан развития города, который мы приняли. Это разве не конкретный результат?  Я уж не говорю об обеспечении текущей жизнедеятельности города -- это само собой. 
Вопросы, предлагаемые мэрией, мы рассматриваем и по большинству из них принимаем положительные решения. Есть, правда, некоторые проблемы, за решение которых мы бьемся: например, не устраивает позднее проведение конкурсов и аукционов по благоустройству внутридворовых территорий. Но эта проблема создана не новой командой, она старая. Прежняя команда так привыкла работать, но сейчас подвижки есть. Благодаря давлению депутатов и постоянному вниманию к  проблеме на каждом заседании думы на этот раз конкурс будет проведен раньше -- в июле. И есть надежда, что к работам по благоустройству мэрия приступит в августе-сентябре.
Есть претензии к тому, как исполнительная власть осваивает областные ресурсы на строительство объектов на территории города -- а это почти 700 миллионов рублей. Они   пока не освоены.  Завершается оформление документации, и хорошо, что эти деньги у нас не отобрали, когда областная дума принимала решение о перераспределении ресурсов к дополнительным доходам. Есть вопросы по набережной, очистным сооружениям, водоводу, детсадам, школам. Видимо, новых специалистов пока нет, а старые не смогли справиться с задачей.
- Как вы относитесь к инициативе депутата Жукова  выбирать мэра из числа депутатов?
- Я и сам предлагал это когда-то. Везде, где реализована эта схема, ситуация нормализуется, если не сразу, то все равно быстро. Потому что исчезает сама основа для конфликта в органах  исполнительной власти, город не погружается в пучину избирательных кампаний,  люди не вступают в конфликт друг с другом, а то ведь после выборов город иногда буквально трясет еще несколько месяцев, а то и лет.
Но у нас сейчас мэром всенародно избран представитель АВТОВАЗа, кандидатура которого согласована с субъектом Федерации, и целесообразность изменения Устава в этой части должна быть обязательно согласована с ним же.
- Отношение некоторых депутатов даже не к вам лично, а к должности председателя думы не всегда корректное и даже, может быть, пренебрежительное. Как вам работается в такой ситуации?
- Представьте депутата, у которого куча проблем в округе. До мэра он не всегда может достучаться или сказать в глаза все, что думает. А все проблемы в его округе – это в основном последствия действий и решений мэрии. И депутат требует от председателя думы содействия в устранении этих проблем. Но председатель, кто бы он ни был, такой возможностью не обладает. У мэрии своя компетенция, свои решения, часто идущие во исполнение решений судов.
Кроме того, все задержки  по очевидным работам: ремонту дорог, проведению конкурсов,  благоустройству, капремонту жилого фонда вызывают раздражение у людей. Избиратели предъявляют претензии своим депутатам, те -- мэрии и председателю думы в том числе. Это как бы поддерживает фон раздражительности среди депутатов, и вольно или невольно объектом нападок и тем, кому высказывают претензии, становится председатель.
Ему в данном случае просто нужно набраться терпения и с пониманием относиться к источнику такого раздражения. Судиться со всей думой невозможно. Есть депутаты, и вы их знаете, действия которых выходят далеко за рамки корректности. Если звучит явная клевета и провокация, конечно… Ну, вообще, выбор один: либо судиться и опускаться до уровня площадной брани, либо уповать на то, что допустивший оскорбительную выходку сам себя наказал  и поймет это.
А это уже зависит от того, насколько толстая шкура у председателя и сколько он может все это выдерживать.
                                                                        
Виктор ЗАХАРОВ

Просмотров : 4732
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 15...17, ветер 4 м/с
утро 16...18, ветер 6 м/с
Завтра
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 17...19, ветер 0 м/с