Культура
Пришел Куприн, пора объединяться!

Семнадцатого августа в муниципальный кукольный театр был назначен главный режиссер -- Владимир Куприн. Мне удалось встретиться с новым-старым главным и все-таки задать ему не относящийся к делу вопрос, который не успела выяснить в прошлом сезоне: Владимир Иванович неожиданно ушел из театра. Но он вернулся!
   -- Так все-таки, Владимир Иванович, вы потомок писателя? А то говорят, мол, просто однофамилец…
    -- Это правда. Я выяснил, что мы с Александром Ивановичем из одних мест, а там все  родственники.
    -- Да и портретное сходство налицо.
 -- Да. Ну и Бог с ним, не стоит на этом заострять внимание.
    -- Вы продолжаете сейчас прерванную работу над моноспектаклем «Гуси-лебеди»?
    -- Над этим спектаклем не я работаю. Планировалось так изначально, но когда начались разброд и шатание, я покинул театр. Пригласили на постановку другого режиссера и художника. Спектакль ставился на Надежду Никулину -- он бенефисный. Его приостановили, хотя уже была готова материальная часть, но директор не захотел заключать договор с художником  Любовью Борисовской (см. “ВГ” от 30 апреля. -- Авт.) Это моя жена, она всегда работала со мной. В театрах часто бывают конфликтные ситуации, но это, по-моему, совсем  неправильно, когда директор решает, какие спектакли ставить. Во главе театра должен стоять художественный руководитель, творческий человек. А директор обязан заниматься своим делом.
    -- Покойный Глеб Дроздов учитывал возможность такого конфликта полномочий, когда себя назначил главрежем и худруком, а директор был в его прямом подчинении.  Здесь сложилась обратная ситуация…
    -- Вот, должно быть, как было изначально в «Колесе»! Я думаю, что впредь так и будет.
   -- Еще там изначально актеры работают на контрактной основе, а здесь -- по старинке. Это, я знаю, не нравилось руководству. А актеров не устраивает, что здесь, в муниципальном театре, департамент утверждает ставки, надбавки за звания, и они, как мне сказали, много ниже государственных.
   -- Разумеется, это городской театр, в областных  зарплата выше почти в два раза.
    -- Люди недовольны условиями труда, необходимостью приходить в театр, даже если актер не занят в спектакле, тем, что ветеран получает почти столько же, сколько новичок…
    -- Значит, надо что-то менять. Мы работаем с департаментом в этом направлении. Меня попросили вернуться именно для того, чтобы выстроить, наконец, правильную структуру. Театр --  творческая организация. Творческо-производственная. Творчество должно стоять во главе. Если производство становится важнее художественной стороны, возникает бессмыслица, такой театр нужно закрывать.
     -- Но вот точка зрения одной из сторон: отсутствие контрактной системы актера расхолаживает, он не растет профессионально. И еще: со стороны труппы опять может возникнуть недовольство руководством, теперь -- вами. Ведь были противники вашего назначения в коллективе.
     -- Кто: уборщица, вахтер? С актерами я сейчас нормально работаю, в спектакле заняты шесть человек, а в театре всего девять.
     -- Вопрос о недостаточном профессионализме этих актеров не возникал?
      -- Если у режиссера ничего нет в башке, его все не устраивают. Я педагог и режиссер. Если у человека что-то не получается, я при помощи своих режиссерских приемов «закрою» его так, что он получит звание. Мы работаем с теми, кто у нас есть. У нас нет великих звезд, но есть актеры, которые любят этот театр и работают в нем. Они разного уровня таланта, это везде так. Просто нужно создать ансамбль, и если в нем будут хотя бы один-два лидера, остальные станут под них подтягиваться, я как режиссер стану их подтягивать. Не так просто в тольяттинский театр пригласить актеров: у нас нет жилья, зарплата ниже, они лучше пойдут в Самарский кукольный, где будут зарабатывать вдвое больше и им дадут хотя бы комнату в общежитии. Нужно дорожить тем, что мы имеем.
    -- Из троих актеров, уволенных в конце прошлого сезона, восстановили окончательно пока только Никулину?
    -- Всех восстановили. И еще взяли одного -- Евгения Смирнова. Я и раньше его хотел взять, но директор отговаривал. Четырех девочек, которые учатся заочно в Ярославском театральном институте, тоже  принял. Без меня уже две из них ушли из театра.
    -- «Дедовщина» здесь была, говорят, со стороны ветеранов?
    -- Чушь собачья! Более опытные актеры, наоборот, молодежи помогали, им интересно это. Их учат, а это не дедовщина!
      -- Но ведь определенная логика в действиях администрации была. Например, сдача залов в аренду, изготовление кукол -- театру же надо выживать, зарабатывать.
     -- Будем зарабатывать за счет выездов, работы стационара. Но проблема в том, что  нет автобуса для выездов. Сейчас Елена Эдуардовна (Кузнецова -- директор департамента культуры. -- Авт.) активно помогает театру, департамент обещал нам денег на постановки.
   -- А сколько запланировано спектаклей?
   -- На День знаний мы должны показать «Гуси-лебеди». Восстановлена «Бука», но это уже без меня, причем капитально восстановлена, -- поменялись костюмы, актеры, пришел играть Юра Панюшкин.
    -- Он вернулся в штат?
    -- Пока  будет работать на разовых постановках, хотя, когда он узнал, что я пришел,  то согласился сотрудничать с удовольствием. «Чучело» мне придется доделывать, «Солнышко и снежные человечки» выпустим к Новому году. Художник, который работает над постановкой «Гуси-лебеди», Слава Жидков, мой студент, режиссер. Он заканчивает Ярославский театральный институт, где  являюсь доцентом и веду курс. Я хочу, чтобы он поставил здесь свой дипломный спектакль. Он выступит режиссером и художником спектакля «Куда ты, Жеребенок?» Рады Московой.
    -- Этот спектакль здесь ставил еще Розенгартен! Но от него, в смысле от материальной части спектакля, наверное, уж ничего не осталось…
    -- Конечно. Когда был Розенгартен? Этот спектакль мы должны выпустить в декабре. Еще обязательно будет традиционная новогодняя интермедия, а после рождественских каникул приедет ставить свой диплом Виктор Михайлов. Потом я с Борисовской поставлю запланированную раньше «Сказку про Емелю». И еще один спектакль мы поставим до конца сезона – «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».
   -- А эти молодые кадры, дипломники потом вольются в коллектив?
   -- Нет, у них свои планы, свои театры. Но они поработают с актерами, взаимно обогатят друг друга… Главная проблема вот в чем. У нас сейчас на ходу три спектакля: практически готовый «Бука», «Непоседы» и восстановленные Ириной Прянишниковой «Потешки». Из театра ушел Александр Свиридов -- у него проблемы со здоровьем, еще один актер ушел, другого уволили -- из четверых мужчин остался один! В двенадцать спектаклей нужно заново вводить людей. На это нужно много времени, поэтому настраиваю коллектив на то, что надо плотно работать. Когда я пришел в первый раз, все эти проблемы уже были. Я ушел, но без меня, как видно, они не разрешились…

Тамара УШАКОВА

Просмотров : 1737
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 0...2, ветер 3 м/с
ночь -1...1, ветер 3 м/с
Завтра
утро 1...3, ветер 5 м/с
день 2...4, ветер 5 м/с