Власть
«КОНФУЦИАНСКАЯ ВИЛКА» РОССИИ

Который уж день хожу в приподнятом настроении. Прямо-таки именины сердца! Сбывшаяся мечта неприкаянных и разномастных сторонников прогресса еще в императорской России: призваны, наконец-то призваны! Меня, родившегося при Хрущеве, сформировавшегося при Брежневе и Андропове, питавшего некоторые надежды на перемены к лучшему (демократия, гласность) при недоброй памяти Горбачеве, укрепившегося в своем скепсисе при Ельцине, балансировавшего уже на грани цинизма при Путине, призвал к сотрудничеству наш новый президент Дмитрий Медведев! Даже если я не согласен с ним, но искренне желаю перемен к лучшему. Желаю, конечно же!

И даже во многом согласен с президентом. А наши с ним разногласия не столь уж существенны, чтобы омрачить путь России в светлое завтра. Нельзя не признать, что статья президента Медведева с не очень оригинальным, но пафосным заголовком «Россия, вперед!»  явление достаточно редкое в истории политической и общественной жизни нашей страны. В том смысле, что в данном случае глава государства обращается за поддержкой как бы через голову тех, кто привел его к власти, кого принято величать не иначе как властной элитой России. По крайней мере, нет никаких видимых причин сомневаться в этом.

 Содержание президентской статьи-послания к современникам, ее достоинства и недостатки уже весьма досконально разобраны многочисленными комментаторами, политологами, многомудрыми представителями нашего экспертного сообщества, успевшего соскучиться по столь лакомому поводу, как для трезвых оценок, так и для самых завиральных умозаключений. Мы если и будем касаться сего предмета, то лишь в самой необходимой степени. Меня интересует несколько иное -- предполагаемый темп предполагаемых же позитивных изменений. Ясно, что пойдем мы, скажем так, стопами Махатмы Ганди, то есть ненасильственным путем. Памятуя о нашей изломанной и порой жуткой истории, это уже не может не согревать. Но как долго? И будут ли в пути кормить? Не только обещаниями. Мне интересно, доведется ли мне хотя бы немного пожить в той дивной, высокоразвитой экономически, культурно, духовно, подлинно демократичной, уважаемой во всем мире России? Ведь насколько я понял, президент Дмитрий Медведев обратился не только, как это сейчас принято, к молодежи. А знаете ли, жить и самоотверженно трудиться во имя будущего, понимая, что лично ты до него не доживешь, надоело еще при коммунистах.
 Естественно, речь в данном случае и не может идти о каких-то четких сроках, точных датах. Дмитрий Анатольевич дает единственно возможный в его положении ответ на возможные вопросы о темпах реформирования политической системы: «Мы не вправе рисковать общественной стабильностью и ставить под угрозу безопасность наших граждан ради каких-то абстрактных теорий. Не вправе приносить стабильную жизнь в жертву даже самым высоким целям. Еще Конфуций заметил: «Нетерпимость в малом разрушает великий замысел».  Реформы для людей, а не люди для реформ. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но -- неуклонными и последовательными». Надо полагать, имеется в виду нетерпимость, порождаемая нетерпением. И дабы избежать оных, поспешать мы будем медленно.
 Общий настрой статьи нашего президента, окружающая нас реальность вызвали в памяти еще один афоризм великого китайского мыслителя Конфуция, который, на мой взгляд, дает возможность рассмотреть положение дел в нынешней России в довольно необычном ракурсе. «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести».
 Первое. Если российское государство управляется согласно с «разумом», то откуда столько «бедности и нужды», которых, совершенно очевидно, никто из властвующей элиты и не намерен стыдиться? Более того, наши «оптимисты», предпочитающие видеть в кладбищенских крестах лишь плюсы, предрекают новую волну кризиса, а, следовательно, и увеличение «бедности и нужды». Тут уж, видимо, можно будет и сгореть от стыда. Но ведь никто не сгорит.
 Второе. Если наше государство не управляется согласно с «разумом», тогда понятно, откуда столько «богатства и почестей», доставшихся нашей элите, отнюдь не страдающей по этому  поводу от застенчивости.
 На мой взгляд, это можно было бы назвать «конфуцианской вилкой», в которой оказалось российское государство. Нашу псевдоэлиту оная «вилка» не уязвляет ни в какое место. Псевдоэлите и в этой ситуации вполне уютно и комфортно. Но вот России и подавляющему большинству россиян и не уютно, и не комфортно. Президент все это понимает и обращается к нам, рядовым россиянам, за поддержкой, чтобы просветлить все же имеющийся и привнести дополнительный «разум» в управление государством. А как мы можем его поддержать? На какую поддержку рассчитывает сам президент? Есть ведь и еще одно обстоятельство, о котором в свое время очень наглядно поведал все тот же цитируемый в статье президента Конфуций.
 Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: «Вы так убиваетесь, похоже, скорбите не впервой?» «Так оно и есть, -- ответила женщина. -- Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. Потом от них же погиб мой муж. А теперь вот от них же погиб и мой сын». «Отчего же вы не покинете эти места? -- спросил Конфуций. «Здесь нет жестоких властей», -- ответила женщина. «Запомни это, ученик, -- сказал Конфуций. -- Жестокая власть свирепее тигра».
 Разумеется, формы властной жестокости исторически обусловлены. В современной России власть отнюдь не свирепа, доля прямого насилия в управлении относительно невелика. Государство смягчилось, гуманизировалось. Теперь народ страдает по большей части от равнодушия к собственным чаяниям, как правило, более чем оправданным, да еще от почти тотального дефицита совести у представителей власти. Дело в том, что высокие личные рейтинги Медведева и Путина мало что меняют в исторически обусловленном, мягко говоря, недоверчивом отношении очень многих россиян к собственному  государству. Последнему, прежде чем рассчитывать на поддержку россиян, еще нужно доказать им, что оно достойно этой поддержки. И процесс очищения нужно начинать с себя, со своих собственных одутловатых структур. И поменьше возмущенно фыркать, дескать, его, государство, стремятся превратить во вселенский собес. И, скромно потупив взор, не забывать, что государство денег не зарабатывает, а только отбирает их в том или ином виде у единственного суверена -- народа российского.
 В нашумевшей книге Сергея Алексеева «Россия: мы и мир» чрезвычайно важное значение придается понятию «самоорганизация». Оно наделяется метафизическим, историко-мистическим и еще целым рядом смыслов. По его мнению, сохранившаяся способность к самоорганизации является необходимым и важнейшим условием для выживания и дальнейшего развития русского народа. Стал замечать, что все чаще это понятие применяют и в иных, более узких значениях. Призывает ли нас президент учиться пользоваться своими правами, отстаивать их в судах и различных инстанциях, или кто-то размечтается о развитом гражданском обществе, или речь зайдет об участии граждан в работе местного самоуправления, везде перед нами встает проблема способности рядовых граждан к самоорганизации. Последняя вроде бы не просто желательна, но даже обязательна для превращения России в ту страну, какой хочет ее видеть наш президент, да и мы все.
 Вот с политической самоорганизацией у нас как-то не торопятся. И народ не торопят. Не вводят в смущение и соблазн. Пока что в сфере политической для большинства россиян вопрос самоорганизации сводится к тому, чтобы прийти на избирательный участок и проголосовать за предложенного тебе кандидата от партии власти, который говорит правильные и задушевные слова. Впрочем, как говорил полюбившийся нам Конфуций: «Достаточно, чтобы слова выражали смысл». А у нас, всем известно, бессмысленных слов на ветер не бросают.
 Полагаю, что наступит время, и мы сможем поддержать нашего президента не просто морально, каждый на своем месте, но и через какие-нибудь институты политической самоорганизации общества. Когда их, как и всех нас, сочтут достаточно для этого зрелыми. Когда все это не сможет подорвать столь трудно обретенную стабильность нашего общества.

      
        Игорь  ЕЛИЗАРОВ,
кандидат исторических наук,
специально для «Вольного города»

 P.S. Тем, кто более серьезно интересуется спецификой того периода, который сейчас переживает Россия, могу посоветовать посмотреть специальную литературу по истории Турции, Индонезии, Чили и других стран, осуществлявших переход к собственно демократии. В этом процессе специалисты выделяют три периода: 1. Постхаосное восстановление вертикали власти. 2. Создание крупного оппозиционного движения, блока (с согласия тех, кто укреплял вертикаль). 3. Переход к «полной» демократии.
 Возможно, статья  нашего президента Медведева возвестила о возможном вступлении российского общества во второй период этого процесса.
 

Просмотров : 4249
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 4 м/с
утро 10...12, ветер 5 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 7 м/с
вечер 10...12, ветер 0 м/с