Город
Погасла звезда, висевшая над ВАЗом

Один мой состоятельный знакомый решил купить внукам по машине “Лада”. Пошел по дилерам. И что же? Всюду разводили руками:  машин нет, просим -- не дают. Через две недели просьбу его удовлетворили. Невероятно. Повсюду только и слышишь: затоварка, нет продаж. И вдруг такой пассаж. Воистину не верь ушам своим. Как всегда, все пояснили слухи: некто (вполне влиятельный для такой сферы) продал 30 тысяч машин, а деньги на завод не вернулись.

Знакомая картина, он не первый и не последний. Но устроить такую подлянку в самое тяжкое для ВАЗа время? Назвать бы его. Народ должен знать своих «героев», но только без самосуда.
Де-факто ВАЗ -- банкрот. В прошлом году убытки составили около 25 миллиардов. За первое полугодие 2009-го -- 10 миллиардов, машин продали в два раза меньше. Минторг определяет долги ВАЗа в 76,3 миллиарда рублей плюс почти 10 миллиардов задолженности перед поставщиками. Реструктуризация таких долгов невозможна. Радикалы вроде Новодворской говорят -- закрыть. Ну, ей, понятно, нужна революция. Но уже и высшие чиновники, похоже, ставят крест на ВАЗе.
На последнем митинге, по разным данным, было от тысячи до двух тысяч человек. Основные требования перечислять не буду, они общеизвестны. Хотя до сих пор непонятно, почему городская дума не соберется на спецзаседание и не примет постановление, запрещающее местным коммунальщикам повышать стоимость содержания жилья,  и тому подобное, не потребует заморозить рост тарифов для таких проблемных городов, как наш. Тольятти еще недавно занимал третье место по обороту финансов. Теперь финансовые потоки иссякли, дилерская система разваливается, владельцы автосалонов разоряются, уезжают, по сути, бросая бизнес.
Некий астролог сообщил, что «звезда счастья», висевшая над ВАЗом, погасла, но скоро она опять засветит, и во второй половине века Тольятти ждут выдающееся положение, власть и успех. Надо полагать, он станет столицей того, что останется от России.  Не жаль, что “жить в эту пору прекрасную уж не придется...”. Известно, ждать -- не догонять. Вот и “Рено” обещал отдать ВАЗу свои технологии. Но они не потерпят переизбытка работников. Да и для того, чтобы к 2010 году выйти на безубыточную работу при выпуске 445 тысяч автомобилей, потребуется сокращение на 25-40 процентов численности. А куда деть поставщиков комплектующих, выпестованных на “дочках” бывших и нынешних “генералов” и их приближенных? У них  с качеством и технологиями еще хуже, чем на “материнском” предприятии.
ВАЗу не везет с управленцами. Вначале его безбожно доили, но хотя бы не трогали “тело”, теперь “режут” по живому.
Митингующие упорно настаивают на национализации. Но ВАЗ и так практически государственный по своей сути. Известный экономист Хазин предлагает объявить конкурс на составление плана развития ВАЗа и набор высшего менеджмента. Но, может быть, его продать, как продали “Опель”? А чтобы “позарились”, предолжить целевой беспроцентный кредит под антикризисную программу для завода. На вырученный средства выстроить эффективную структуру по организации трудоустройства для неизбежно попадающих под сокращение в этом случае. Впрочем, здесь я вторгаюсь на “чужую территорию”, а потому останавливаюсь... 
Сергей ДЬЯЧКОВ,

почетный гражданин Тольятти

Просмотров : 3912
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 9...11, ветер 0 м/с
ночь 5...7, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 2 м/с
день 15...17, ветер 3 м/с