Город
(16+) Сколько людей сократят на ВАЗе?
С приходом на ВАЗ нового президента Бу Андерссона почти сразу поползли слухи о грядущем грандиозном сокращении персонала. Сейчас это уже подтверждено официально – шведская метла, начав с собирания бумажек на территории завода, сейчас планирует вымести за забор тех, без кого тольяттинский автогигант вполне способен обойтись.
Напомним, что в 2009 году уже проходило одно массовое сокращение, связанное с кризисом. Тогда повыгоняли многих пенсионеров, невзирая на их вклад в развитие завода, начали выводить из вазовской структуры целые производства, а ненужных работников отправляли в организации со странными названиями «Реформинг-Центр» и «АВТОВАЗ-Перспектива» и еще более странным предназначением – за федеральные деньги уберечь город от социального взрыва. Сейчас ситуация иная – ВАЗом рулит чудная франко-японо-шведская компания господ, а значит, российское правительство вряд ли будет брать на себя дополнительные финансовые обязательства.
Так что же, собственно говоря, происходит? На днях пресс-служба завода распространила официальное сообщение, в котором говорится, что разработан комплекс мер для улучшения экономики. В частности подписан приказ, согласно которому численность руководителей, специалистов и служащих (РСиС) будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц… Часть людей уйдет на пенсию, полностью закрыт прием, в результате чего также происходит снижение численности. Кроме того, подписан приказ, предусматривающий выплату компенсаций за добровольное расторжение договора. Тем, кто сделает это до конца февраля, полагается сумма в размере пяти средних месячных заработков, в марте – четырех, в апреле – трех.
– Официального уведомления от работодателя о планируемом сокращении численности работников мы не получали, – сказал в беседе с нами руководитель независимого вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев. – Видимо, людей будут пытаться уволить другими способами, называя это естественной убылью. Если все-таки придет уведомление о готовящемся сокращении, то мы готовы выйти к работодателю с предложением начать по этому поводу диалог. Мы за сохранение рабочих мест и развитие производства, а руководство завода следует давлению рынка, который сужает пространство для АВТОВАЗа. Для того чтобы сужаться и сокращаться большого ума не надо, а как развиваться и расширяться они, видимо, не знают и поэтому, на наш взгляд, являются неэффективными собственниками. Если наше мнение услышано не будет, тогда перейдем к более активным коллективным действиям, как это уже было неоднократно.
– Ожидали ли вы подобных шагов от Андерссона?
– Прогнозировали, тем более что, работая в Нижнем Новгороде, он поувольнял огромное количество людей. Да и сложно было ожидать чего-то другого, потому что руководитель всегда будет выполнять волю собственников. А она заключается в том, чтобы получить больше прибыли с меньшими затратами… Вот они сейчас говорят о повышении производительности труда. Давайте для начала уточним, что это соотношение таких показателей как количество выпускаемой продукции за единицу времени и количество работающих. То есть повышение производительности происходит за счет уменьшения количества работающих и возложения большей нагрузки на тех, кто остался. Но физические возможности человека не безграничны, и это влияет на качество выпускаемой продукции.
– Среди рабочих поползли слухи о баснословной зарплате, которую якобы будет получает на ВАЗе Андерссон. Некоторые даже шутят, что если его уволить, то и сокращать-то никого не придется…
– Конкретной суммы я не знаю, но не исключаю, что она действительно велика, особенно на фоне тех денег, которые получали его предшественники. Так вот вместо того, чтобы сокращать людей, нужно для начала уменьшить расходы на управленческий аппарат. А то ездят на «лексусах», получают по итогам года бонусы в 330 миллионов рублей, летают чартерами и так далее.
Ситуацию на ВАЗе сейчас не комментирует лишь ленивый, причем цифры возможного сокращения называются самые разные – от 2,5 тысячи, согласно официальному сообщению, до 7,5 тысячи. Даже на прямую линию к губернатору пытались дозвониться возмущенные тольяттинцы, сообщившие, что увольняют молодых специалистов. Николаю Меркушкину это возмущение не озвучили, однако прокомментировать ситуацию все же попросили.
 Мы встречались с Бу Андерссоном, и он заверил, что рабочие сокращаться не будут, если, конечно, у них нет серьезных проблем с дисциплиной и качеством, – сказал глава региона. – Оптимизировать численность планируется, прежде всего, за счет естественной текучести кадров. В год с АВТОВАЗа уходит примерно 4-5 тысяч человек, то есть достаточно максимально сократить прием новых сотрудников. Что касается управленцев, то сокращения действительно будут. Если эта ситуация поставит людей в сложную ситуацию, мы им, конечно, поможем, в том числе с трудоустройством. Москва нас в этом уже поддержала. Тут стоит отметить, что активно строятся объекты особой экономической зоны, куда в ближайшие год-полтора понадобится примерно 5 тысяч человек, а еще через пару лет – уже 20 тысяч. Так что работа будет, но многим потребуется переучиваться на другую специальность. Ничего страшного в этом нет. Вот, например, в Японии многие работники машиностроения переучиваются три-пять раз.
Чтобы иметь многогранную точку зрения, вопрос относительно ситуации на автозаводе мы задали на днях и мэру Сергею Андрееву, комментарий которого, впрочем, очень походил на губернаторский.
– Честно говоря, появившиеся во многих СМИ цифры по планируемому сокращению значительно отличаются от тех, которые мы обсуждали с новым президентом автозавода. Не знаю, чем это объяснить, – сказал он. – Мы получили заверения, что все будет проходить максимально мягко, особенно, что касается рабочих. Правда, сокращения, видимо, коснутся и служб, обеспечивающих работу завода. На данный момент безработица в городе на уровне 0,6 процента. Нельзя сказать, что это очень низкий показатель. Но количество вакансий в службе занятости в четыре раза превышает количество людей, официально оформивших статус безработного. Ощущается дефицит квалифицированных кадров, так что я надеюсь, что серьезных проблем с трудоустройством не возникнет. Хотя чем ближе к пенсионному возрасту, тем сложнее будет найти работу.

Тимур КАЛИНИН  

Комментарий

Депутат Госдумы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов Анатолий Иванов:
– По информации пресс-центра АВТОВАЗа о планируемой оптимизации численности работников на заводе, реальное сокращение там может коснуться только руководителей и инженерно-технических работников. Это 2,5 тысячи. При этом руководители АВТОВАЗа рассчитывают, что полторы тысячи из этого числа работников, находящихся в пенсионном возрасте, уволятся добровольно, а оставшейся одной тысяче будет предложено выйти на пенсию досрочно. Эти работники с таким предложением якобы согласятся и уволятся также добровольно.
Однако вряд ли такие увольнения будут чисто добровольными, скорее всего, они станут добровольно-принудительными, так как здоровому человеку на инженерно-технической должности можно трудиться и быть полезным предприятию до 70 лет уж точно. В связи с этим указанным категориям автозаводцев необходимо отстаивать свое право на труд, и если хватит сил, то не соглашаться с предложениями о добровольном увольнении. При этом, думаю, профсоюз «Единство» будет им помогать, он ведь в соответствии со своими уставом и идеологией защищает не только рабочих, но и ИТР, не относящихся к категории руководителей.
Есть необходимость в оптимизации численности работников на АВТОВАЗе или на других заводах Тольятти или нет, это, конечно, компетенция, прежде всего, собственников предприятий. Однако они не должны забывать о своей социальной ответственности, а мы им о ней должны и будем постоянно напоминать. При планировании сокращений работников собственники должны подумать, где увольняемые могут трудоустроиться. Подумать не одни, а вместе с властью, которая тоже должна принимать меры по трудоустройству увольняемых. Главным образом для этого и создается вблизи Тольятти особая экономическая зона. В городе с учетом потенциала нашего региона не должно быть безработных.
Просмотров : 5948
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 2 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 11...13, ветер 1 м/с