Общество
(16+) Когда в ЖКХ все грамотные – много недовольных
На днях с удивлением узнал о том, что стартовала всероссийская акция «Диктант ЖКХ», направленная на повышение правовой грамотности граждан в вопросах, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Пожалуй, это тот случай, когда инициатива властей может привести к нежелательным последствиям, ведь разбирающиеся в нюансах ЖКХ граждане способны доставить много беспокойства.

На сертификате не сэкономишь


Возможно, некоторые читатели «Вольного города» помнят Бориса Кивилевича, который на протяжении многих лет вел неравный бой с коммунальщиками, утверждающими тарифы чиновниками, руководителями фонда капремонта и прочими персоналиями, прикладывающими руки к тому, чтобы цены на услуги были выше, а качество – наоборот.
Так вот, этот настойчивый пенсионер, овладев правовой грамотностью в вопросах ЖКХ, пачками отправлял в различные инстанции жалобы, ссылаясь на конкретные законы, указывая на нарушения Конституции и так далее. В ответ, правда, в основном приходили отписки, показывая которые, Борис Кивович с горечью говорил:
– Ну как же так? Я ведь прав!
Помню, как один раз встретил его на мероприятии по схеме теплоснабжения. Выслушав докладчиков (кажется, из мэрии), он начал кричать:
– Жулики, увидимся в суде!
Как дальше сложилась судьба пережившего инфаркт знатока коммунальных вопросов, не знаю (наши пути разошлись лет пять назад), однако, услышав про стартовавшую акцию «Диктант ЖКХ», почему-то сразу вспомнил про него. Нужны ли государству десятки тысяч таких вот Кивилевичей, которые станут до того грамотными, что окончательно утвердятся в мысли о несправедливости системы ЖКХ?
Лично мне подобные вопросы раньше не были интересны, однако, когда суммы в квитанциях стали стремительно расти, тоже начал задумываться и вспоминать недобрым словом коммунальщиков, и в первую очередь поставщиков ресурсов, аппетиты которых не знают меры. Поднимает ли настроение знание всех нюансов ЖКХ? Однозначно – нет. Помогает ли экономить? Едва ли. Повышает ли раздражительность на фоне постоянно растущих платежей? Однозначно – да.
Я не призываю оставаться безграмотными. Просто непонятно, какая выгода инициаторам от этого «Диктанта ЖКХ»?  Едва ли кто-то из жителей, ответив на все вопросы, сможет отогнать от себя мысль, что платит больше, чем было бы возможно, если бы государство жестче контролировало монополистов.
В рамках акции, которая будет проходить до 14 апреля, россиянам предлагается ответить на 30 вопросов. Вот некоторые из них:
– Кто должен финансировать установку индивидуального прибора учета коммунального ресурса, за исключением электроэнергии? (ответ – собственник).
– Может ли отличаться температура горячей воды в дневное и ночное время? (ответ – да, на 5 градусов).
– Освобожден ли собственник от оплаты жилого помещения при неиспользовании квартиры? (ответ – нет).
Не думаю, что такие знания способны сильно поднять настроение. Наверное, суть теста в том, чтобы люди задавали поменьше вопросов, позволяя тем самым чиновникам экономить бумагу при написании ответов, которые, по мнению инициаторов диктанта, все и так должны знать.
Кстати, по итогам успешно пройденного тестирования (не менее 25 правильных ответов из 30) участник получает электронный сертификат. Интересно, куда он потом с ним пойдет? Или просто перед соседями будет хвалиться своей грамотностью? Сэкономить-то всё равно вряд ли получится, даже с сертификатом на руках…
Кстати, тогда уж неплохо бы провести похожую акцию для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, внушая им необходимость более гуманного отношения как к самим жителям (особенно в нынешнее непростое время), так и к их кошелькам, с трудом выдерживающим коммунальную нагрузку.

Сколько воды украли?

В продолжение темы ЖКХ расскажу о том, как в моем доме по улице Свердлова (обычная девятиэтажка советских годов постройки) на днях проходило очередное собрание жителей. В основном говорили о доначислениях за горячую воду, потраченную для содержания общедомового имущества в прошлом году. Каждому собственнику добавили в январе по 1-2 тысячи рублей, в зависимости от метража квартиры.
Люди уже собирались поругаться по этому поводу пару недель назад, однако на сей раз пришли представители управляющей компании, так что можно было рассчитывать на адекватный ответ.
– Суммы-то нам увеличили, однако никакого отчета не предоставили, – возмущалась пожилая соседка. – Мне лично 13 кубов горячей воды добавили! Это же безобразие.
– Так у тебя и пенсия больше моей! – крикнул кто-то из толпы.
– Где же это больше? Кто тут мою пенсию считает? Я добропорядочно все квитанции оплачиваю.
Подобные диалоги среди жителей нашего дома – не редкость, однако в данном случае это было явно не к месту. Тут женщина, которую едва ли можно упрекнуть в коммунальной неграмотности, начала озвучивать страшные цифры: владельцам трехкомнатных квартир в сумме доначислили 360 тысяч рублей, двухкомнатных – 135, однокомнатных – 90 тысяч. Итого получается почти 600 тысяч.
– Сразу скажу, что это не долги, – вступил в диалог представитель управляющей компании. – Согласно постановлению правительства № 92 от 3 февраля 2022 года, теперь происходит корректировка нормативных платежей по общедомовым нуждам. Мы – первая компания в Тольятти, которая так сделала. Перед этим консультировались с ГЖИ и прокуратурой.
Сумма действительно большая. Это дисбаланс между показаниями общедомового прибора учета, согласно которым УК рассчитывается с ресурсниками, и показаниями всех индивидуальных приборов учета. Причин дисбаланса несколько: жильцы воруют горячую воду, неправильно подают показания приборов учета или вообще не имеют счетчиков.
– Это как же можно горячую воду украсть? – спросил кто-то.
– Устанавливают магниты или неправильно показания подают. У нас есть один дом на управлении, где жители в сумме украли 200 кубов! И так каждый месяц. Раньше мы этот дисбаланс за свой счет оплачивали, однако теперь ситуация изменилась.
– Да я одинокая! Не могу столько платить. За январь счет прислали на 11 тысяч, – взмолилась одна из пенсионерок.
– Мы же не дикари, – прозвучало в ответ. – Пройдите в бухгалтерию и попросите рассрочку.
Также во время собрания зашла речь о большом количестве должников за коммунальные услуги. Старшая по дому отметила, что суды уже состоялись, решения вынесены, так что некоторые неплательщики потихоньку начали раскошеливаться.
– Почему тогда сумма долга по дому не убавляется? Как было 600 тысяч, так и осталось, – возмутились жильцы.
– Появляются новые должники. Кроме того, те, кого обязали заплатить по решению суда, не платят по текущим-то квитанциям, накапливая новые долги, – ответили представители УК.
– Что с ними делать?
– Не знаем. Если бы было, как с интернетом и телефоном (не заплатил – и сразу отключили), то ни о никаких должниках речь бы не шла.
Чуть позже уже представителей управляющей компании стали упрекать в том, что они накопили долги перед ресурсниками:
– Это не ваши деньги. Если жители перечислили 2 миллиона, значит, вы должны всю эту сумму перевести на счет поставщиков.
– А если жители заплатили только миллион или полтора? Как тогда быть? – спросил в ответ мужчина из УК.   
Чувствовалось, что у многих накопилась злость на управляющую компанию. К тому же, постановление № 92, на которое она ссылается, касается общедомовых нужд, а жителям стали говорить о том, что магниты на индивидуальные приборы учета ставят, и поэтому украдено такое огромное количество воды. Так какое же отношение личные счетчики имеют к общедомовым нуждам? Непонятно.
Может, мы в чем-то не разбираемся, так что, видимо, без вмешательства контролирующих органов (а именно прокуратуры и ГЖИ) в этой ситуации обойтись не удастся. Известно, что некоторые соседи уже написали соответствующие обращения, так что будем ждать ответа.

Илья ПРОСЕКИН   
Просмотров : 2639
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 4 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 5 м/с
вечер 10...12, ветер 0 м/с