(16+) Когда откроют подводную лодку?
Истоки
(16+) Когда откроют подводную лодку?

Уже почти месяц технический музей ВАЗа является муниципальной собственностью. Пока изменилось лишь название (теперь это «Парковый комплекс истории техники имени Константина Сахарова»), однако, побывав в среду на специально организованной для журналистов экскурсии пресс-конференции, можем сказать, что перспектива просматривается. Кстати, один из экспонатов смогли восстановить полностью, так что он своим ходом ездит по музею…
Давайте говорить откровенно: созданный в 1998 году музей большую часть жизни был игрушкой для вазовского руководства, которое не особо заботилось ни о количестве посетителей, ни о состоянии самих экспонатов. Около 75 тысяч человек в год (по 200 в день) – все-таки не тот показатель, который мог бы быть при ином подходе. Поначалу люди даже не знали, сколько стоит входной билет и до которого часа работает музей, а некоторые из тольяттинцев до сих пор там не были. В итоге на своей уникальности (более тысячи экспонатов, включая подводную лодку Б-307) музей почти ничего не заработал, выставленная техника постепенно ржавела и врастала колесами в землю, а пришедшие на ВАЗ французы вообще решили, что им все это не нужно…
– Вот знаменитый грузовой «Студебеккер», использовавшийся при съемках фильма «Место встречи изменить нельзя» (на нем Фокс пытался скрыться от милиционеров), а этот, вроде бы обычный, железнодорожный вагон-рефрижератор на самом деле – ракетный комплекс, – слушая экскурсовода, я поймал себя на мысли, что самостоятельные осмотры не дают и половины всей информации об экспонатах.
Впрочем, не все так просто с экскурсоводами. Работают они только по предварительной записи с группами не менее 12 человек, так что если вы просто решили прийти с семьей, то придется довольствоваться самостоятельным осмотром. Может руководству стоит присмотреться к опыту иногородних музеев и хотя бы по воскресеньям (например, в 12:00 и в 15:00) устраивать экскурсии с гидом вне зависимости от количества посетителей…
Однако вернемся к нашей поездке по парку (журналистов катали на автобусе), в ходе которой удалось не только услышать много нового, но и максимально близко подойти к подводной лодке – той самой, которую в свое время полтора года тащили из Кронштадта через Ладожское, Онежское, Белое озеро, потом по Волге, и, наконец, по суше. Вот уж по-настоящему фанатиком был покойный ныне Константин Сахаров, раз решился на такую авантюру и смог уговорить тогдашнего президента ВАЗа Виталия Вильчика.
Внутри лодки хотели сделать ресторан, однако потом от этой идеи отказались. Сейчас подумывают о том, чтобы водить туда туристов, еще открыть небольшой кинозал (мест на 20-40) и установить специальные тренажеры, которые позволят прочувствовать жизнь подводников.
Удалось узнать, что, несмотря на период относительного застоя, музей продолжает пополняться экспонатами. Буквально в этом году туда были переданы трактор Т-170 и гражданский КАМАЗ.
– Хотелось бы еще получить танки от наших побратимов из Вольфсбурга, – шутливо  сказал экскурсовод.
В завершение экскурсии журналистам предложили пострелять холостыми патронами из разных видов оружия (даже из пулемета «Максим»), а еще прокатиться на отремонтированном бронетранспортере. Женщин посадили внутрь, а мужчин – прямо на кузов, или, как говорят военные, на броню. Никто не упал…
– В первую очередь мы будем развивать культурно-досуговое направление, чтобы стать площадкой для проведения больших городских (в том числе спортивных) мероприятий, – отметил на пресс-конференции директор музея Дмитрий Никитин. – Мы восстанавливаем тир, парашютную вышку, обустраиваем три площадки для исторических реконструкций – с окопами, блиндажами, артиллерийскими и минометными позициями… Вы уже видели ездящий по территории бронетранспортер, помимо которого мы хотим отреставрировать и «оживить» ЗИС-5. Нужно по-другому посмотреть на музей, чтобы посетители могли быть не просто статистами.
– А когда все-таки откроют для посещения подводную лодку? – прозвучал вопрос от журналистов.
– Меня об этом спрашивают едва ли не каждый день… Задача открыть внутри лодки экскурсионный маршрут – первостепенна. Я не готов сказать, сколько для этого нужно денег, поскольку сначала нужно актуализировать проект, все рассчитать. 
– Какой объем финансирования в год необходим музею для нормального существования?
На этот вопрос ответила руководитель департамента культуры мэрии Надежда Булюкина:
– По расчетам, предоставленным нам АВТОВАЗом, нужно 45 миллионов рублей. Сам комплекс пока зарабатывает лишь 5 миллионов в год. Мы, конечно, ставим более высокие задачи, однако понимаем, что о выходе на самоокупаемость речь пока не идет. В бюджете города на 2015 год пока средств на финансирование не заложено, зато есть предварительное согласие областных властей выделить субсидию на содержание.
Что ж, если основываться на сказанном, то финансовое положение сейчас таково, что говорить о реализации каких-либо проектов в ближайший год (и в частности об открытии подводной лодки) пока не приходится. И вообще, наверное, логичнее было бы передать комплекс на баланс области, правда, не факт, что в Самаре очень этого хотят…
– Во многих музеях мира действует очень грамотный принцип, – продолжила Надежда Булюкина. – Сам вход у них бесплатный, но очень много дополнительных платных услуг. Да, нынешняя ситуация такова, что нам очень сложно удерживать цены на билеты на нынешнем уровне (100 рублей за взрослого), но мы решили не повышать их, а пытаться развивать новые услуги. Все-таки теперь это парк, и, может быть, действительно сам вход на территорию можно сделать бесплатным.

Андрей ЛИПОВ

 

Просмотров : 2882
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 0...2, ветер 3 м/с
ночь -1...1, ветер 3 м/с
Завтра
утро 1...3, ветер 5 м/с
день 2...4, ветер 5 м/с