Персоны
(16+) Юрий Целиков: Почему не возбудили уголовное дело по факту доведения ВАЗа до банкротства в 2008 году?
Накануне Дня машиностроителя, который наш город вместе со страной будет отмечать в эти выходные, мы вновь встретились с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым,  попросив его оценить нынешнее положение дел на заводе. Поговорить действительно было о чем, ведь, с одной стороны, автогигант, оказавшийся частью международной корпорации, вроде бы крепко встал на ноги, но с другой – капиталистические принципы новых хозяев не предусматривают особой заботы о городе и тольяттинцах, так что особых поводов для радости пока что нет.
– Юрий Кузьмич, помню, как раньше вы сравнивали положение дел на ВАЗе с состоянием больного, который долгое время (в конце прошлого десятилетия) находился в реанимации, а потом еще несколько лет в общем отделении. Можно ли сказать, что пациент наконец выздоровел?
– Пациент окончательно не выздоровел, но из стационара его выписали. Завод уже не кашляет и клиентов негативом не заражает. Теперь нужно санаторно-курортное лечение, но не то, какое выбрало руководство завода на Кипре, где в результате финансового кризиса у ВАЗа зависло в местных банках около 640 миллионов рублей, вернуть которые будет непросто.
– Стоит ли в связи с этим ждать еще какой-то помощи от государства?
– Вряд ли. Государство озабочено пенсионными, олимпийскими, медицинскими, коррупционными и прочими проблемами. В этой ситуации радует то, что психотерапию заводу проводит губернатор, который фактически подключился к решению текущих проблем (новые автобусы, парковки у проходных, обещания светлого будущего…). Если прошлый губернатор приезжал только на мероприятия, чтобы, как говорится, поднять бокал, наговорить комплиментов и смыться, то новый все-таки что-то решает. Как результат – люди с ВАЗа, которые попали в команду губернатора, фактически в полном составе прошли в городскую думу. Другое дело, что от местного парламента сейчас мало что зависит. Его КПД один из самых низких среди властных структур.
– А раньше (например, в середине 90-х) было иначе?  
– Тогда и от самого ВАЗа больше зависело. Он ведь на своих плечах держал весь Автозаводской район – детские сады, дороги, канализацию, электросети и так далее. Сегодня хозяева новые – французы и городские проблемы их совершенно не волнуют. Сбросили все на плечи муниципального бюджета, которому тянуть эту ношу чрезвычайно сложно.
– Вы сказали, что Меркушкин активно участвует в процессе выздоровления завода. Между тем сейчас любят обсуждать один щекотливый момент: президент ВАЗа Игорь Комаров – друг лидера «Гражданской платформы» миллиардера Михаила Прохорова, что наверняка немного раздражает губернатора.
– На мой взгляд, слишком смело говорить о том, что Комаров – друг Прохорова. Скорее, они товарищи по работе.
– Но ведь Прохоров сам заявил, что у него здесь есть друг – Игорь Комаров.
– Прохоров считает его другом, потому что для «Гражданской платформы» нужен был дополнительный пиар-ход. Но я не слышал, чтобы Комаров кому-либо говорил о том, что у него есть такой друг. Прохоров – друг жены Чемезова, с которой они вместе входят в МФК (международный финансовый клуб) – организацию группы олигархов.
– Закономерно ли поражение «Гражданской платформы» на выборах в Тольятти?
– Я не считаю, что «Гражданская платформа» проиграла. Прохоров добился большого успеха, ведь партия новая и то, что она смогла потеснить «Справедливую Россию», ЛДПР (я называю ее ЛЖПР, заменяя слово «демократическая» фамилией лидера) и многих других, заняв 3-е место, – хороший показатель. Бронзовая медаль!
– А как вы относитесь к словам Прохорова о том, что в период модернизации на ВАЗе невозможно серьезно повышать зарплату?
– Он абсолютно прав, если речь идет о зарплатах топ-менеджмента. Ни в коем случае нельзя в период модернизации повышать зарплаты и выплачивать огромные премии высшему руководству. А это у нас делается. Денег нет, а члены совета директоров получают миллионы. А вот если он имел в виду тех, кто работает на конвейере, то можно назвать его врагом вазовцев. Зарплату нужно повышать строго в соответствии с коллективным договором с учетом инфляции. Стопроцентная индексация.
– Может, на ваш взгляд, измениться политическая ситуация в Тольятти после выборов? Кто-то считает, что Меркушкин при содействии городской думы  постарается «скушать» Андреева, не дав ему отработать оставшиеся четыре года…
– Меркушкин может «скушать» Андреева и без думы, но он очень разборчив в продуктах питания и недоброкачественное употреблять не будет. Вряд ли стоит ожидать активных попыток по смене мэра. Губернатор просто может усложнить жизнь градоначальнику, например, дать деньги, которые невозможно освоить. Особых премудростей здесь не нужно, поскольку муниципалитет уже продемонстрировал свое неумение заранее проводить конкурсы, грамотно подбирать подрядчиков.
Вот, например, у нас в 5-м квартале ремонтируют дороги так, что волосы встают дыбом. В августе вскрыли асфальт, никаких переходных мостиков не положили, так что дети и пенсионеры просто не в состоянии пересечь этот ров. Три недели мы там скакали, и только сегодня появились люди на укладке новых бордюрных камней. На бульваре Орджоникидзе из-за этого ремонта (а еще из-за бестолковых автовладельцев, оставляющих машины на обочине) со встречным транспортом просто не разъехаться. Я тут на днях еду, за мной еще 5 машин, а навстречу такая же колонна, во главе которой джип и полицейская машина. В итоге уперлись друг в друг и простояли минут десять, пока не вышел полицейский с автоматом и не начал руками и оружейным стволом регулировать движение. Самое настоящее вредительство. Уверен, что нигде в цивилизованном мире так ремонт не делают, чтобы разрыть траншею и бросить.
– Вижу, что накипело у вас…
– А зачем все делать против народа? Вряд ли сейчас я стал бы еще раз стал голосовать за этого мэра. Как хозяйственник он близок к нулю, а вот как политик – на высоте, почти как Жириновский.
– Многие весной 2012-го голосовали за Андреева, потому что не хотели мэра от «Единой России», опасаясь, что победа Шахова повлечет за собой еще 5 лет стагнации. Иными словами, не хотели получить второго Пушкова…
– Да что все набросились на этого Пушкова! Он отдежурил свой срок на тройку с плюсом, а перед выборами просто стал жертвой антипиара, поскольку мог оказаться реальным соперником для Андреева. Этакий громоотвод для тольяттинского обывателя. Да, при Пушкове сгорел лес, но ведь он же за него, по сути, не отвечал! Никаких серьезных коммунальных аварий при нем не было, даже ливневка лучше работала. Вот при Путине упал на Челябинск метеорит и Дальний Восток затопило, но ведь он же в этом не виноват.   
– Давайте все-таки вернемся к делам ВАЗа. Несмотря на то, что пациент у нас идет на поправку, продажи существенно падают. Народ не торопится покупать наши машины по таким ценам…
– Французы продолжают гнуть свою линию, постепенно сокращая объемы выпуска продукции под брендом «Лада» и сближая цены наших машин с иномарками. Как результат – растут продажи «Рено» и «Ниссана», а спрос на такие модели, как, например «Лада Ларгус» (очень удачный автомобиль для России, который мог бы использоваться не только как семейный, но и для малого бизнеса и даже в деревнях), сейчас существенно снизился (поначалу были очереди, но потом народ «наелся»), причем именно из-за его дороговизны. Теперь приходится заманивать покупателя различными бонусными программами, чтобы привлечь внимание к «Ларгусу». Я постоянно вспоминаю слова Виктора Полякова, говорившего о том, что необходимо иметь значительный разрыв с ценами на иномарки. Этого сейчас нет.
– Я буквально сегодня заходил на сайты фирм, продающих иномарки, и могу сказать, что такие модели, как «Шевроле Лачетти» и «Рено Логан» уже находятся в нашей ценовой нише…
– Это не они в нашей ценовой нише, а мы в их… Конкуренты прекрасно понимают, что нужно использовать на полную катушку, пока имидж Волжского автозавода окончательно не восстановился. Вот и включают этот ценовой реверс.
– Появилась информация о том, что на ВАЗе якобы обсуждается переход на новый график работы по 12 часов (а в конце недели три выходных), как на некоторых других автопредприятиях мира. Как вам подобные инициативы?
– Я бы посоветовал французам и в первую очередь Карлосу Гону внимательно изучить методы Виктора Полякова по руководству заводом в период строительства, становления и создания коллектива. Он чрезвычайно бережно и не торопясь относился к проблемам графиков. Режим работы завода, придуманный в период руководства Виктора Николаевича, позволил выжить Волжскому автозаводу в период развала промышленности страны. Даже во время дефолта мы сбавляли темпы, но не рухнули. Так что менять эту систему с таким подходом, который сегодня декларируется, это похоже на реорганизацию академии наук. Мы же не вьетнамцы и не цыгане… Не забывайте, что за 50 лет люди привыкли к определенному (двухсменному) ритму жизни, под который подстраиваются транспорт, магазины, детские сады и так далее.
А сейчас вот придумали этот трехсменный график… Собирать автомобиль ночью для нашей страны, где на протяжении многих лет старались избавиться от третьей смены – бомба замедленного действия, которая еще рванет. Резервы нужно искать в оптимальном соотношении зарплаты менеджмента и людей, работающих у станков, плавильных печей, на конвейере и в других производствах. Пусть само руководство или их дети с женами хотя бы месяц поработают на этом трехсменном графике. Вот тогда посмотрим.
– Возвращаясь к зарплатам менеджмента, приведу один пример. Недавно были опубликованы доходы директоров сборочно-кузовного производства (Валентин Шендяпин) и механосборочного (Владимир Бокк), которые помимо прочего являются депутатами городской думы от «Единой России». Так вот у первого получается 415 тысяч рублей в месяц, у второго – 397, то есть примерно в 20 раз больше, чем у простых рабочих.
– Вот об этом я и говорю. Комаров, конечно, несколько сгладил недовольство трудящихся начальством, но окончательно не устранил. И пока будет такая разница в зарплатах – напряженность сохранится.
– И еще о деньгах. Самарская область пытается взыскать огромные деньги с дочери Бориса Березовского по делам «ЛогоВАЗа». Каково ваше отношение к покойному олигарху и к затее по возвращению нажитых им богатств?
– Березовский – самый лучший персонаж для того, чтобы отвлекать людей от других проблем. Абсолютно бесперспективная затея, пустая трата сил и времени. Они бы лучше возбудили уголовное дело по факту доведения Волжского автозавода до банкротства в 2008 году. Там же было массовое нарушение законов, в десятки раз более существенных, чем те, за которые привлекли к ответственности того же Навального. Когда президент ВАЗа Борис Алешин вместо того, чтобы платить поставщикам, купил акции «Новикомбанка» на миллиард 600 миллионов рублей, что в 25 раз дороже их номинальной стоимости. А в руководстве этого банка вся верхушка «Ростехнологий» и дети членов правительства страны. Это не единственный пример того, из-за чего на ВАЗе был серьезный сбой, связанный с поставщиками.
– Напоследок хочется немного сменить тему. Не могу не спросить, как поживает первая товарная «Калина», на которой вы проехали более 200 тысяч километров и которую в этом году провожали на заслуженную пенсию?
– Я недавно продал ее по льготной цене родственнику из Ростовской области. Дети добавили денег, так что уже несколько дней езжу на новенькой «Калине-2». Очень хорошая машина, которая, как недавно выразился вазовский директор по связям с общественностью Игорь Буренков, «имеет полный фарш». Можно даже сказать, что она перефарширована различными опциями, некоторые из которых мне не нужны. Главное, что там автоматическая коробка передач, которая с моей больной левой ногой просто незаменима. Сейчас спокойно езжу, нажимая на педали только правой. Еще там великолепная шумоизоляция (возможно, лучшая среди всех вазовских машин), омыватель стекла в четыре струи, обогрев сидений, зеркал и ветрового стекла… В общем, упомянутый уже сегодня «Ларгус» по сравнению с ней это как «классика» по сравнению с передним приводом.
– И сколько стоит эта перефаршированная машина?
– Я купил ее по льготной программе за 409 тысяч рублей. Обычная цена – 446 тысяч. Понятно, что за такие деньги продаваться она будет очень слабо, поскольку многие предпочтут иномарки. Хотя знаете, дочь у меня поездила год на «Форде Фьюжен» и сейчас продает ее, пересев на «Калину». Любой ремонт иномарки в 2-3 раза, а кузовной – в 5 раз дороже, да и оригинальные запчасти приходится ждать до трех месяцев.
Так что каждый пусть сам решает, какой автомобиль ему нужен. Я же хочу поздравить всех горожан с Днем машиностроителя и пожелать побольше внимания со стороны властей, а вазовцам – в перспективе достойной пенсии и скорейшего восстановления здоровья завода.

Беседовал
Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 5195
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 15...17, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
ночь 11...13, ветер 3 м/с
утро 16...18, ветер 4 м/с