Город
Что обнаружила счетная палата, проверяя ВАЗ?

В распоряжении «Вольного города» оказался полный отчет о проверке целевого и эффективного использования средств государственной поддержки, предоставленных ВАЗу. Отчет утвержден коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 18 декабря 2009 года.
Еще осенью депутат Госдумы Анатолий Иванов обратился с официальным запросом в Счетную палату, чтобы узнать итоги контрольного мероприятия. Так аудиторы называют проверку. Ответ на 30 страницах пришел в конце января, который Анатолий Семенович передал нашей редакции со словами:
-- Тольяттинцы должны знать, насколько эффективно тратятся на АВТОВАЗе государственные средства.
Скажем сразу, «бомбы» в отчете нет, но есть отдельные моменты, которые особо выделяют проверяющие специалисты Счетной палаты. С учетом большого объема мы публикуем сегодня только интересные фрагменты, несколько таблиц и, самое главное, выводы аудиторов. 
Итак, проверку осуществляла Счетная палата страны. Объектом контроля стали Министерство промышленности и торговли России (по запросу), госкорпорация «Ростехнологии» (по запросу) и открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Проверяемый период -- 2008-й и истекший период 2009 года, сроки проведения -- октябрь-ноябрь 2009 года.
Теперь цитаты. «Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ » Сергей Чемезов  и президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин обратились с письмом от 11 октября 2008 года к председателю правительства Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой о целевом кредитовании текущей производственной деятельности в размере 26 млрд. рублей, что соответствует двухмесячному обороту компании, на погашение просроченной задолженности поставщикам, погашение биржевых облигаций, векселей, а также на создание резерва под операционную деятельность (на частичное покрытие затрат по простою в январе-феврале 2009 года в размере 1 млрд. рублей)».
«Российская Федерация в лице ФГУП «Рособоронэкспорт» вошла в капитал ОАО «АВТОВАЗ» в 2007 году, приобретя на вторичном рынке пакет акций в размере 10,77 процента. В 2008-м пакет был увеличен и консолидирован до 18,76 процента, в 2009 году правообладание на них перешло к вновь созданной госкорпорации «Ростехнологии».
В настоящее время ГК «Ростехнологии» обладает 18,83 процента акций, что составляет 25 процентов от голосующих (капитал открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» состоит из 75,04 процента обыкновенных и 24,96 процента привилегированных акций)».
«Между ГК «Ростехнологии» и ВАЗом заключен договор на предоставление целевого беспроцентного займа в сумме 25 млрд. рублей на 12 месяцев (начиная со дня поступления средств на банковский счет ВАЗа) с условием продления срока займа по соглашению сторон».
«В ходе проверки установлено, что ВАЗ для ведения финансовой деятельности в 2008-2009 годах имел открытые расчетные, валютные и иные счета в 28 кредитных организациях. Счета открывались как в крупных московских, так и в региональных банках».
«Наиболее крупные суммы выплаты задолженности по кредитам и займам по прогнозному графику приходятся: декабрь 2009-го -- 5,4 млрд. руб.; январь 2010 года -- 2,7 млрд.; февраль -- 4 млрд.; май -- 8,6 млрд.; июнь 2010 года -- 30,3 млрд. руб.»

Выводы аудиторов
1.  С момента обращения ОАО «АВТОВАЗ» в правительство Российской Федерации до даты перечисления Минпромторгом России ГК «Ростехнологии» денежных   средств   (25,0   млрд.   рублей)  и   заключения   ОАО   «АВТОВАЗ» договора целевого займа прошло почти 8 месяцев (с 11 октября 2008 года до 5 июня   2009 года).   За   этот   период   предприятие   было   вынуждено   для пополнения оборотных средств привлекать платные ресурсы и, соответственно, нести дополнительные расходы.
Денежные средства предоставлены на 1 млрд. рублей (на 4%) меньше запрошенных, при этом распределение сумм по видам затрат в обосновании ОАО «АВТОВАЗ», обосновании Минпромторга России и реальным расходом не совпадают.
2. Цель деятельности ГК «Ростехнологии» в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября    2007 г.  «О государственной корпорации «Ростехнологии»   предусматривает  поддержку  российских  предприятий   на внутреннем и внешнем рынках, однако объем такой поддержки в отношении ОАО «АВТОВАЗ» в проверяемом периоде был несущественным.
Перечень основных функций государственной корпорации «Ростехнологии», установленный вышеуказанным законом, не предусматривает проведение регулярного мониторинга финансового состояния предприятий, входящих в состав корпорации, в целях своевременного принятия мер для предотвращения развития негативных процессов в их финансово-хозяйственной деятельности. В результате государственной корпорацией «Ростехнологии» такой мониторинг в отношении ОАО «АВТОВАЗ» не проводился, соответствующие меры принимались____несвоевременно.
 3. На совещании у председателя правительства Российской Федерации В. Путина 30 марта 2009 года в городе Тольятти «О реализации мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности» было принято решение подготовить предложения по предоставлению ОАО Банк ВТБ и Сбербанк России ОАО краткосрочных кредитов ОАО «АВТОВАЗ» в сумме 8 млрд. рублей под поручительство государственной корпорации «Ростехнологии».
В результате проведенной работы вышеуказанные кредиты были предоставлены, однако в связи с непредставлением государственной корпорацией «Ростехнологии» гарантии по данным кредитам ОАО «АВТОВАЗ» понес дополнительные расходы в сумме 3,6 млн. рублей.
Договором целевого займа между ГК «Ростехнологии» и ОАО «АВТОВАЗ» от 5 июня 2009 г.  на предоставление целевого беспроцентного займа в сумме 25 млрд. рублей не предусмотрено обеспечение по предоставленным средствам, что повышает риски невозврата предоставленных средств.
4. Антикризисная программа утверждена советом директоров ОАО «АВТОВАЗ» только 31 марта 2009 года, комитет совета директоров по антикризисным мерам начал свою работу с 6 апреля 2009 года, в то время как проблемы в деятельности предприятия были очевидны уже в четвертом квартале 2008 года. Следует отметить, что совет и правление компании обратились за помощью к правительству Российской Федерации уже 11 октября 2008 года, то есть почти за полгода до того, как была разработана собственная антикризисная программа.
При формировании мероприятий по выводу предприятия из кризисной ситуации была допущена ошибка с выбором базового сценария развития ситуации в 2009 году: предполагалось, что продажи составят 669 тысяч автомобилей, по прогнозам на сегодняшний день, объем продаж будет как минимум на 40 процентов меньше.
Для восстановления ликвидности и обеспечения положительного операционного денежного потока использовались как меры, предпринятые правительством Российской Федерации, так и мероприятия ОАО «АВТОВАЗ». Наиболее существенным оказалось предоставление госпомощи в размере 25 млрд. рублей. Все остальные мероприятия не оказали существенного влияния для обеспечения положительного операционного денежного потока.
Задача восстановления рентабельности не была выполнена. Все запланированные мероприятия либо не были исполнены, либо не имели существенного эффекта.
Обновление модельного ряда ОАО «АВТОВАЗ» связывает с приобретением у RENAULT s.a.s. лицензионных прав на производство, сборку и дистрибуцию автомобилей и сборку силовых агрегатов. Стоимость приобретенных ОАО «АВТОВАЗ» прав составляет 220 млн. евро, а условия оплаты, учитывая тот факт, что RENAULT s.a.s. является одним из основных участников ОАО «АВТОВАЗ», достаточно жесткие: оплата в полном объеме должна быть произведена до конца года. Кроме того, если «АВТОВАЗ» решит внедрить улучшение технологий выпускаемых по лицензии продуктов, то сделает это за свой счет, а права интеллектуальной собственности в отношении этих улучшений будут являться исключительной собственностью RENAULT s.a.s.

Производство данных автомобилей планируется начать с 2012 года, однако на сегодняшний день отсутствуют документально подтвержденные источники финансирования модернизации производственных мощностей ОАО «АВТОВАЗ» с целью начала производства автомобилей и агрегатов в рамках полученных прав на интеллектуальную собственность, а также предварительные документы (договоры) на поставку необходимого оборудования.
Работа менеджмента предприятия для повышения уровня качества продукции и уровня качества закупаемых комплектующих фактически была начата только в октябре 2009 года, в то время как международные показатели предприятия по качеству находятся на крайне низком уровне (3 MIS -- количество дефектов на тысячу автомобилей в первые 3 месяца гарантийной эксплуатации составляет у «ЛАДА Приора» -- 306, у «ЛАДА Калина» -- 268, при том, что для лучших марок в данном классе показатель составляет 20; PPM (Parts Per Million) количество дефектных изделий на миллион для моделей ЛАДА Калина и «ЛАДА Приора» составляет 1000, в то время как лучшие показатели для автомобилей аналогичного класса, собираемых в России, составляют 90, в Европе -- 20, в Японии -- 5)
Большинство проектов, таких как мероприятия по улучшению продуктивности и снижению материальных издержек, оптимизации персонала, найма ключевых специалистов, реорганизация системы управления сервисно-сбытовой сети, совершенствование механизма заказа автомобилей, находятся на начальной стадии формирования, работа по большинству направлений долгосрочного планирования была начата только в середине 2009 года, уже после возникновения кризисной ситуации на предприятии и получения государственной помощи.
5. Денежные средства, полученные ОАО «АВТОВАЗ» в рамках государственной поддержки в виде беспроцентного займа, были направлены прежде всего на финансирование оборотных активов, при этом выплаты зарплаты составляют 16,4 процента от размера предоставленной ссуды, а основная масса платежей связана с оплатой поставщикам материалов и комплектующих.
Предоставленные денежные средства обеспечили платежеспособность ОАО «АВТОВАЗ» в краткосрочной перспективе, однако значительные убытки, связанные с превышением себестоимости продукции над выручкой от реализации продукции и прочие расходы, в том числе связанные с простоем предприятия в январе и августе 2009 года, существенно ухудшили его финансовое состояние. Данная ситуация вызвана несвоевременным принятием руководством мер, направленных на стабилизацию финансового состояния предприятия, после резкого падения объема продаж, в результате чего к концу 2008 года произошло затоваривание (остатки готовой продукции увеличились с 17 тыс. до 102 тыс. автомобилей) и вымывание оборотных активов. В течение 9 месяцев 2009 года благодаря значительному снижению объемов производства удалось снизить объемы готовой продукции до 42 тыс.

автомобилей, однако в связи с большими убытками недостаток в оборотном капитале вырос до значительных размеров.
Следует признать, что по состоянию на 1 октября 2009 года ОАО «АВТОВАЗ» не имело достаточных ресурсов для обеспечения своей платежеспособности, что подтверждается значениями таких показателей, как степень платежеспособности (11,76 при максимальном 6) и коэффициент текущей ликвидности (0,24 при минимальном 1).
Необходимо также отметить тот факт, что ухудшение финансового состояния предприятия происходило еще в докризисный период, однако было не настолько значительным, как с четвертого квартала 2008 года.
6.   Выделенные Российской Федерацией бюджетные ассигнования для оказания финансовой поддержки ОАО «АВТОВАЗ» в размере 25 млрд. рублей в июне -- августе 2009 года в полном объеме поступили на расчетные счета ОАО «АВТОВАЗ».
В рамках реализации решений правительства Российской Федерации о возмещении затрат по уплаченным процентам по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, Минпромторг России произвел возмещение (перевел на расчетные счета) ОАО «АВТОВАЗ» в сумме 554,5 млн. рублей.
В 2009 году Банк России повысил ликвидность ценных бумаг (облигаций и векселей) ОАО «АВТОВАЗ».
7.   Несмотря на    резкое падение продаж автомобилей в IV квартале
2008 года,   ОАО   «АВТОВАЗ»   не   останавливал   конвейер   и   не   сокращал производство.    В    результате    возникла    несбалансированность    денежных поступлений  и  выплат,  которая покрывалась  привлечением  краткосрочных банковских кредитов и займов, а также применением механизма отложенной оплаты счетов поставщиков с помощью собственных векселей.
Запоздалая реакция руководства ОАО «АВТОВАЗ» на обвальное падение рыночного спроса привела к росту долговой нагрузки до критического уровня. На 1 октября 2009 года общая сумма кредитов и займов составила более 62,7 млрд. рублей. По прогнозу, долговая нагрузка ОАО «АВТОВАЗ» на 1 января 2010 года может превысить 76,0 млрд. рублей без учета задолженности поставщикам. Сложилась ситуация, когда ОАО «АВТОВАЗ» без дополнительной помощи государства не сможет реализовать свои активы и погасить обязательства в ходе обычной финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно   бухгалтерской   отчетности   по   состоянию   на   1    сентября
2009 года,    краткосрочные    обязательства    ОАО    «АВТОВАЗ»    превышали текущие активы на 36,2 млрд. рублей, что при сегодняшнем объеме реализации автомобилей является свидетельством значительных кредитных рисков.
Анализ кредитных договоров ОАО «АВТОВАЗ» с банковскими организациями показал, что подавляющая сумма полученных кредитов носит краткосрочный характер, а целью кредита является в основном финансирование текущей деятельности и пополнение оборотных средств. По состоянию на 1 октября 2009 года инвестиционную направленность имеют 4 кредита на общую сумму 2,7 млрд. руб., что составляет 8,4 процента от суммы задолженности ОАО «АВТОВАЗ» по банковским кредитам.
Средняя процентная ставка по рублевым кредитам ОАО «АВТОВАЗ» на 1 октября 2009 года составила 16,5 процента годовых и примерно соответствует средней рыночной ставке по кредитам, предоставляемым банками организациям и учреждениям нефинансового сектора. Вместе с тем, учитывая высокие риски невозврата ОАО «АВТОВАЗ» полученных кредитов, банки-кредиторы при рефинансировании кредитов увеличивают процентные ставки за пользование кредитом, что влечет за собой дополнительные риски по своевременному и полному обслуживанию ОАО «АВТОВАЗ» своего долга.

Просмотров : 2347
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -1...1, ветер 5 м/с
утро 0...-2, ветер 5 м/с
Завтра
день -1...1, ветер 5 м/с
вечер 0...-2, ветер 5 м/с