Абсурд, а где его сегодня нет?
Культура
Абсурд, а где его сегодня нет?

Вы не любите местный театр так же, как не люблю его я? Вас тошнит от безжизненных, нафталиновых прочтений старых и новых пьес? Вы откровенно засыпаете? И каждый раз вам хочется покинуть зал задолго до завершения спектакля? Как я вас понимаю!
Но вы же интеллигентный человек! Поэтому терпите. Вам с детства вдолбили, что «скромность и вежливость украшают». А еще, может быть,  вон тот -- седьмой слева актер -- ваш брат, сват, сосед, и это он вас пригласил. И уж ему-то (ну хотя бы ему!) вы должны  (придется!) сказать пару восторженных фраз.  И так всегда. Почти.
Перед спектаклем  обязательно нужно как-то по-особому настраивать себя на такую, как бы это сказать, великодушно-снисходительную волну, на восприятие спектакля через призму бедной и убогой провинциальности. Чай не в Москве живем! Опять же люди столько работали! И нечего порой сказать, а надо похвалить.
Получается, что всякий раз кривишь душой. И какая-то неловкость долго не покидает  от встречи с таким искусством. Однако  бывает по-другому. И вот он, неожиданный и вместе с тем долгожданный случай.
Надо сказать, что я  неблагодарный, но подготовленный зритель. Перед просмотром  всегда интересно самой прочитать незнакомый материал пьесы. Ну, чтобы подумать, понаблюдать, как и на что отзывается  воображение. Итак, пьеса “Гримерная”. Читаю. И что?
Четыре депрессивные актрисы в гримерной театра. Каждая истерит на свой лад, сбивается на зазубренные роли, говорят не то от себя, не то от имени персонажей. Сам черт не разберет. Причем две из актрис еще и умершие. Ну вроде как призраки. И вот они сто-о-о-нут! Сумасшедший дом.
Читаю и думаю: “Что можно поставить?” Ну это ладно -- удел избранных режиссеров. Пусть сами фантазируют. Правда, где избранные, а где мы! Мы-то в столице загнивающего автопрома. И что будем смотреть? А вот было что посмотреть!
   Неожиданно передо мной на сцене возник другой мир, полный страсти, любви, ненависти, ревности, нежности и сострадания. Этот странный мир возникал постепенно, медленно, давая возможность проникнуть, подумать, разгадать.
Всепоглощающая страсть четырех героинь к лицедейству, требующая взамен отказаться от многих земных благ. Маниакальное желание играть, перевоплощаться всюду! На сцене, в гримерной, в этом и в потустороннем мире.
Страсть, чьей спутницей нередко становится одиночество. Возвышающая и одновременно разрушающая любовь к театру. Страсть к игре. И я оказалась в плену и во власти этой игры. Театр в театре. Абсурд? Был. И есть. А где его сегодня нет? Полно в жизни. Мы все чего-то ждем. Надеемся. Все в “ожиданиии...”.
Образы героинь удивительно взаимодействуют, дополняют и в результате складываются в одну общую на всех судьбу.
Интересно подана возрастная тема актрис. Это не просто вопрос, кто старше, кто младше (с женской поправкой). Здесь градация куда более глубокая. Перед нами предстают возраст надежд, потерь, а затем и смирения. Путь от начала (от первого приближения к актерской профессии -- и уже первой душевной раны) до запредельного конца. Но даже там, за Запредельем, мы видим торжество игры -- как головокружительной страсти, когда “играю, потому что не могу не играть”.
Вы скажете, что не видели таких актеров в жизни? Ну, во-первых, это театр, а во-вторых, разве вам до сих пор удавалось заглянуть в потаенный внутренний  мир актрисы? Какие черти и ангелы раздирают ее душу?
Спектакль “Гримерная” как будто предлагает вообразить, как живет , любит и страдает та самая актерская душа, возведенная в абсолют. Уже в самом этом приеме есть игра.
Мне хватило всего! И мыслей, и чувствований, юмора и сострадания. Не могу поверить, что это создал 32-летний режиссер. Мне показалось, что эту пьесу можно поставить, если тебе лет 70, и 50 из них ты жил, работал и чуть не умер в театре. Впрочем, при современном состоянии этого института искусства можно считать год за три. Мало никому не покажется. Ты же в театре не просто художник, а еще “повар, конюх и плотник”.
Несомненная режессерская удача. Какое-то магической воздействие тонко выстроенного звукового ряда, точное попадание в выборе актрис, грамотное соотношение света, тени и мглы. Использование одежды сцены, которая в какой-то момент превращается в костюмы, и наоборот. Все играет, перетекает друг в друга, взаимодействует. Такой спектакль как-то не назовешь “подарком для города”, это, скорее, пригласительный жест (билет, контрамарка... как угодно!) в мир театра и его закулисья.
Марина АДУШКИНА,
преподаватель английского языка    
 

Просмотров : 1846
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 15...17, ветер 4 м/с
утро 16...18, ветер 6 м/с
Завтра
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 17...19, ветер 0 м/с