|
Культура
(16+) Евгений Князев: Для меня сцена – святое
25 лет назад государственный театр «Колесо» отпраздновал новоселье в специально отремонтированном здании бывшего ДК имени 50-летия Октября. В лучших театральных традициях – премьерным спектаклем по пьесе первого завлита Эдуарда Пашнева «Рождает птица птицу». Из тех первопроходцев, что приехали в наш город во главе с Глебом Дроздовым, сегодня остались в театре четверо: народные артисты России Виктор Дмитриев и Евгений Князев, заслуженная артистка России Ольга Самарцева, ведущий актер театра «Колесо» Сергей Максимов. С Евгением Ивановичем, мы встретились накануне юбилея.
– Евгений Иванович, как пришли в профессию? Вы в равной степени увлекались с детства и театром, и спортом, когда произошел выбор? – В детстве бывают только увлечения, и у меня их было много: фотокружок, рисование, настольный теннис, потом – футбол. К восьмому классу я был уже почти профессиональный спортсмен – чемпион Тульской области по настольному теннису, причем три года подряд. В школьные же годы участвовал в новогодних праздниках, утренниках. После школы уехал в Москву, год работал в ТЮЗе, а потом поступил в ГИТИС. Спортом продолжал заниматься – фехтованием, участвовал в соревнованиях на уровне Москвы и республики. Но моя профессия – театр. Это я понял довольно рано, еще в школе. – У кого вы учились профессии? – Мастерская профессора Василия Орлова, это непосредственный ученик Станиславского. Так что к Станиславскому я прикоснулся «через одно пожатие руки». После окончания меня пригласили во МХАТ, я там просидел немного, на репетициях спектакля «На дне». Потом худрук сказал: «Хватит здесь штаны протирать, на тебя заявки хорошие. В Ярославле есть такой режиссер Белов, народный артист, приглашает в театр…» Труппа во МХАТе была 165 человек – сидеть и ждать роли там смысла не было. Приехал в Ярославль. Город, конечно, загляденье – старинный, красивый! Да и театр с многовековыми традициями – все-таки первый русский театр имени Федора Волкова… – Памятник основателю первого русского тетра Федору Волкову в Ярославле, ваяли ведь с вас?! – А, да! Скульптор был мой хороший приятель Саша Соловьев. Очень неразговорчивый человек, который обходился в любых ситуациях двумя словами – «это самое». «Я это самое, а ты становись, это самое, сделаю это самое, потом мы, это самое, пойдем и немножко это самое…» Я становлюсь, что-то делаю – руки так, ноги так. Потом смотрю – у него появляется вариант. Он вообще два варианта делал по заказу. В первом, где Волков сидит в парике со свитком, я не участвовал. А советская власть в лице первого секретаря Ярославского обкома определила тот вариант, где я стою. Хотя сейчас многие говорят, что тот Волков, которого можно увидеть на площади перед Ярославским театром драмы, больше похож на балетного актера, а не драматического… – Сколько уж лет там стоите? – Это были семидесятые… Да, сорок лет. – Свою самую удачную роль можете назвать? – Ответ на этот вопрос ждут не от актера. Но, если вы его актеру адресуете, я отвечу уклончиво. Пусть скажут люди, которых Немирович-Данченко назвал «люди с дурным характером». Критики. – Но есть роль знаковая, та что зацепила… Все ведь мечтают сыграть Гамлета! – У меня этого нет. Я получал работу – и работал. А насчет Гамлета отвечу. Василий Орлов говорил нам: «Вы считаете, что получить роль Гамлета – это большая удача? Учтите, это может обернуться глубоким несчастьем для актера». Там такая глубина, там столько нужно поднимать пластов, докапываться до таких глубин, что, может быть, и не осилишь... – У вас тридцать пять ролей в «Колесе» и более сотни в Ярославле, тот период считаете более плодотворным? – Я бы не сказал. Количество это еще не плодотворность. Я столько сыграл всякого… Скажу словами Губермана: «Живу, не грустя и не ноя, и горе, и радость ценя. Порой наступал на дерьмо я, но чаще – оно на меня». Получишь иной раз роль: «Господи, угораздило же...» – Вы не жалели, что уехали из такого прекрасного города? – Это судьба, теперь уже могу так сказать. Потом – ну как можно жалеть? Я в тот момент уехал, когда во всех театрах страны началась буза. И не только в театрах, во всей стране. Я же уехал в 1988 году… – В город, в котором «не было культурных традиций»... – А это не важно. Я сторонник того мнения, что нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Приехал в Ярославль мой однокашник, режиссер Глеб Дроздов. Я на актерском факультете учился, а он – на режиссерском. Мы знали друг друга, а потом прошло время – забыли, у каждого своя жизнь, свои дела. И тут его назначают в Ярославль… Когда начали работать вместе – понимали друг друга с полуслова, разговаривали на одном языке. Вероятно, он понял, что я ему нужен, как исполнитель. Я же понял, что он мне нужен, как постановщик. Он меня назначал почти во всех работах на главные роли. Но театр – это ведь храм-храм, но и хрум-хрум. Его довольно быстро там хрум-хрум… – И важно было не куда ехать, а с кем? – Я думаю, это принцип удачи: нужная роль, нужный режиссер, нужное время. Я первый в стране сыграл Змеелова в постановке Дроздова по пьесе Карелина. Потом сыграл очень серьезную роль в «Лениниане». Потом «Рождает птица птицу», потом Сталина в «Я, бедный Сосо Джугашвили». Меня ведь на звание народного представляли не мэрия, не Союз театральных деятелей – министерство культуры РФ! За две роли в спектаклях, с которыми мы поехали в Москву – «Я, бедный Сосо Джугашвили» и «Пигмалион». – Вы везучий человек? – Ну конечно! Я удачливый оптимист. Что такое оптимист? Это неосведомленный пессимист. – Что вы в людях больше всего цените, а что не прощаете? – Ценю искренность, порядочность – это емкое слово. А не ценю как всегда, два «п» – подлость, предательство. И не прощаю. – Есть, по-вашему, формула успешного существования в театре? – Конечно. Я ее озвучил уже: нужный режиссер, нужная роль, нужное время. – Как вы оцениваете молодых актеров? – Я встречаю не по одежке и даже не по уму. В театре смотрят сначала только по этикету, по тому, как человек общается. Входит молодой человек, видит в первый раз старшего, идет к нему, протягивает руку: «Здравствуйте!» Я спрашиваю: «Вы где учились? А кто этику преподавал?» «Этику? Да у нас вроде и не было такого предмета…» «Ну, а разговоры на эту тему какие-то были?» «Нет…» «Ну, очень жаль…» И это действительно жаль, потому что происходящее в жизни всегда переносится на сцену. – Так выпускники каких вузов предпочтительнее? – Не от вуза зависит – от человека, от преподавателя. Я учился в ГИТИСе и помню таких преподавателей, над которыми мы только хихикали. Потому что дуболомы. Или, наоборот, вроде бы человек преподает не очень серьезную дисциплину, а уходить не хочется. Конечно, уровень зависит от количества хороших преподавателей. Новых людей сразу не оценишь. Вот, когда начинают проявляться, только тогда можно сказать, хороши ли они. А я первое впечатление по этикету составляю. И сцена для меня – святое. А для кого-то она – всего лишь площадка, после работы, на которой выдают бабки. Тех, кто деньги ставит выше творчества – не уважаю. Вот и вся разница. Может быть, это разница поколений – ну, я из того еще... – В «Колесе» готовится новая премьера, спектакль «Визит дамы» по пьесе Дюрренматта в постановке Владимира Хрущева. Соскучились, хотим в нем вас увидеть на сцене! – Мое участие в этом проекте довольно случайное. Я ведь довольно долго был нездоров, а Владимир Хрущев уже занялся этим проектом. Он многонаселенный и, когда я пришел, у меня оказалась маленькая роль. Поэтому на репетициях ощущаю, будто я снова в театре юного зрителя – до того еще, как поступил учиться… – Вы называли формулу театрального успеха. А кроме Дроздова, другой нужный режиссер вам в жизни встречался? – Да, это московский режиссер Михаил Чумаченко. Очень буду рад, если его еще пригласят в наш театр. А вообще, театру очень нужен главный режиссер, я его называю «пастух». Я не верю в демократию в театре. Когда придет главный режиссер, я тут же выйду из худсовета. Год прошел без «пастуха», но надо найти человека, отсмотреть два его спектакля, а он пусть посмотрит труппу. А мы бы потом увидели на доске объявлений: «Назначается главрежем такой-то». Хорошо, если до конца сезона этот вопрос решится… Надежда БИКУЛОВА Просмотров : 1621
|
Погода в Тольятти
ночь 10...12, ветер 3 м/с утро 13...15, ветер 3 м/с день 17...19, ветер 3 м/с вечер 16...18, ветер 0 м/с |